Ради выполнения нацпроектов регионы жертвуют конкуренцией

К такому выводу пришла ФАС после проверок аукционов в сфере строительства
Андрей Гордеев / Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) берет на особый контроль покупку недвижимости и строительные работы по госзаказу. Последнее время в этих сферах служба обнаружила особенно много нарушений. Об этом рассказал замруководителя ФАС Михаил Евраев на совещании с региональными госзаказчиками, контролирующими органами и сотрудниками территориальных органов службы (участвовало более 1000 человек), сообщила служба.

Заказчики пытаются избежать проведения торгов на строительство, пишет ФАС. Компания начинает строить, например, школу, а спустя некоторое время госзаказчик объявляет аукцион на покупку школы в этом же месте и с такими же характеристиками, чтобы его выиграла именно эта компания, объяснил «Ведомостям» Евраев. Это проведение торгов под конкретного поставщика, т. е. грубое нарушение закона, отметил он.

Еще один вид нарушений – закупка школ, поликлиник и больниц у единственного поставщика без проведения торгов. Приобретаются объекты, которые изначально строились под будущие закупки, – это уголовно наказуемый сговор между органами власти и бизнесом, рассказал Евраев.

В последнее время оба вида нарушений стали массовыми – такие случаи были зафиксированы примерно в 30 регионах, говорит Евраев, не уточняя сумму и количество нарушений. ФАС поручила территориальным органам провести проверки и отменить незаконные процедуры, а по отдельным случаям – передать материалы в правоохранительные органы. Региональные заказчики могут, не дожидаясь этого, сами отменить незаконные торги, сообщила ФАС.

Государство в 2018 г. закупило на 8,4 трлн руб., по данным извещений, размещенных в Единой информационной системе госзаказа. ФАС часто выявляет антиконкурентные соглашения, самые распространенные – между заказчиком и потенциальными поставщиками. Так, из 384 дел о картелях в 2018 г. более 85% было по сговорам на торгах (332 дела), пишет служба в Докладе о состоянии конкуренции. И почти треть соглашений на торгах связана с ремонтом и строительством, в том числе автомобильных дорог.

Характерная черта антиконкурентных соглашений в России – участие в них государственных органов и совершение преступлений служащими (получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями и др.), пишет ФАС. В прошлом году антимонопольные органы возбудили 300 дел о заключении антиконкурентных соглашений с органами власти, что на 32% больше, чем в 2017 г. (204 дела).

Регионы объясняют нарушения нежеланием срывать сроки исполнения национальных проектов, говорит Евраев. Нацпроекты нужно реализовывать, но без нарушений закона и условий конкуренции, считает он.

Всего за шесть лет на нацпроекты планируется выделить 13 трлн руб. из федерального бюджета, а еще 5 трлн должны потратить регионы. Самая крупная статья расходов – строительство. Но деньги пока расходуются медленно – за полгода на нацпроекты было потрачено лишь 32,4% запланированной суммы (559 млрд руб. из 1,7 трлн руб.), указывала Счетная палата. Обычно деньги тратятся гораздо быстрее – в среднем более 42% от плана на год. Более чем наполовину был профинансирован лишь нацпроект «Здравоохранение». Расходы на самый дорогой из проектов – «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» стоимостью 6,3 трлн руб. до 2024 г. (без учета энергетики) за полгода были профинансированы всего на 24%, на «Повышение производительности труда» – на 18%, на «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Экологию» – примерно на 12%, на «Цифровую экономику» – и вовсе всего на 8%.

Регионы не спешат объявлять торги на строительство, пока не заключат соглашения о трансфертах из федерального бюджета: в них может быть перечислено, на строительство каких объектов выделены деньги, указаны целевые показатели. «Сначала идут деньги, а потом правила», – отмечал ранее председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров. Минфин разрешил заключать соглашения сразу на три года, а для софинансирования нацпроектов – сразу на шесть лет, комментирует представитель Минфина. Все соглашения с регионами по межбюджетным трансфертам должны будут заключаться до 1 января, объявил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов в октябре. Это решение уже на рассмотрении Госдумы, отмечает представитель министерства, кроме того, для ускорения выполнения нацпроектов Минфин «расшивает узкие места» в законодательстве о закупках. «В следующем году, надеюсь, ситуация улучшится», – говорил Силуанов.

Оба этих нарушения появились не вчера, это распространенная практика, констатирует руководитель Центра размещения госзаказа Александр Строганов. Но чаще всего это не сговор для наживы, а вынужденная мера, обусловленная недостатками госуправления: с одной стороны, исполнителям ставят жесткие сроки, а с другой – поздно доводят деньги, объясняет он. Вопросы надо задавать тем, кто определяет сроки и выделяет деньги, комментирует один из региональных заказчиков.

Цены у таких закупок действительно в среднем выше рыночных, знает Строганов. Найти заемные деньги, чтобы построить самому, – это дороже, чем с авансом по госконтракту, поясняет он.