Западные экономики стабилизируются, восточные продолжают тормозить

Неопределенность и торговые риски остаются главными проблемами
Рост розничных продаж в Китае замедлился в октябре до 16-летнего минимума – 7,2%/ Mark Schiefelbein / AP

На Западе появляются признаки стабилизации экономики: Федеральная резервная система США не видит необходимости в дальнейшем снижении процентных ставок, а Германии удалось избежать рецессии. Крупнейшие экономики Азии пока не могут похвастаться тем же: свежие данные указывают на замедление роста в Китае и Японии, отчасти в связи с торговыми конфликтами.

Но в следующем году ситуация может измениться.

ФРС и Берлин могут выдохнуть

Председатель ФРС США Джером Пауэлл на слушаниях в конгрессе в среду заявил, что не видит большой необходимости в дальнейшем снижении ставок. Чтобы предотвратить риск рецессии, центробанк опустил их трижды на последних трех заседаниях – с 2,25–2,5 до 1,5–1,75%. Рост ВВП немного замедлился в III квартале – до 1,9% в годовом выражении, но благодаря высокому потребительскому спросу оказался выше ожиданий аналитиков.

Инвесторы оценивают вероятность еще одного снижения ставок до середины 2020 г. примерно в 50%, свидетельствует рынок процентных фьючерсов. Но Пауэлл подчеркнул, что политика ФРС не предопределена. «Если возникнут причины существенно пересмотреть наш прогноз, мы отреагируем», – заявил он. К числу основных рисков Пауэлл отнес замедление экономики за рубежом и неопределенность из-за торговой политики президента Дональда Трампа.

Германии, экономика которой сильно зависит от экспорта, удалось предотвратить техническую рецессию. Ее ВВП вырос в III квартале на 0,1% по сравнению с предыдущим. В сентябре немецкий экспорт неожиданно вырос на 1,5% в годовом выражении; аналитик ING Карстен Бржески предупреждал, что страна может избежать рецессии «в последнюю минуту».

Это может снизить давление на Германию, которую многие специалисты призывают отказаться от приверженности бюджетному профициту и использовать фискальное стимулирование для ускорения экономики. Без бюджетной поддержки «в 2020 г. умеренная рецессия более вероятна, чем ее отсутствие», считает Эндрю Кеннингэм из Capital Economics (цитата по Financial Times).

«После 10 лет почти непрерывного экономического роста короткий период стагнации не означает большого кризиса, – отмечает Бржески. – Это тоже объясняет, почему немецкое правительство сопротивляется или по крайней мере не решается использовать значительное фискальное стимулирование».

Надежды Японии и Китая

В Китае в четверг был опубликован целый набор разочаровывающих данных. Рост промышленного производства в октябре замедлился до 4,7% в годовом выражении с 5,8% в сентябре. Инвестиции в основной капитал в январе – октябре выросли только на 5,2% по сравнению с тем же периодом годом ранее: это худший результат с 1998 г., когда появились такие данные. Рост розничных продаж в октябре замедлился до 16-летнего минимума – 7,2%. Все эти данные отражают урон, который наносит китайской экономике торговая война с США, утверждает экономист ING Айрис Пан.

Пекин надеется заключить с Вашингтоном предварительное торговое соглашение. Китай хочет, чтобы США отказались от планов ввести пошлины на его товары стоимостью $156 млрд, а также отменили или снизили ранее введенные пошлины. В ответ он должен будет увеличить закупки американской сельскохозяйственной продукции и выполнить некоторые другие требования Трампа. Но остаются разногласия как об условиях отмены пошлин, так и о величине сельскохозяйственных закупок.

Но у китайской экономики в 2020 г. появится новый драйвер – развертывание сетей связи пятого поколения, считает Пан. В октябре китайцы уже начали активно покупать смартфоны с поддержкой 5G, заработала сеть. Дальнейшее производство и установка оборудования, продажа сопутствующих услуг, рост бизнеса благодаря 5G – все это будет вносить серьезный вклад в экономический рост, полагают в ING. Если ситуация не изменится, банк не будет менять свой прогноз с нынешних 6,2% в 2019 г. и 5,9% в 2020 г.

Рост ВВП Японии, третьей экономики мира и еще одного крупного экспортера, тоже замедляется. В III квартале его темп резко снизился – до 0,2% в годовом выражении против 1,8% кварталом ранее. На японской экономике негативно отражаются не только тесные связи с Китаем, но и торговый конфликт с Южной Кореей.

С 1 октября в Японии повышен налог с продаж с 8 до 10%, поэтому аналитики не исключают снижения ВВП в этом квартале. По оценкам Мари Иваситы из Daiwa Securities, спад достигнет 2,1% по сравнению с IV кварталом 2018 г. Но она прогнозирует, что в следующем году рост возобновится, так как эффект от повышения налога уменьшится. Кроме того, стимулировать экономику должно запланированное увеличение бюджетных расходов.