На местных поставщиков приходится до 90% контрактов регионов

Счетная палата нашла региональный протекционизм в госзакупках
Евгений Раузмный / Ведомости
Евгений Раузмный / Ведомости

Большинство регионов предпочитают отдавать заказы местным поставщикам, видно из данных нового портала spending.gov.ru Счетной палаты. Сильнее всего поддерживает своих поставщиков Чеченская республика – регион отдал им 89% всех госконтрактов в 2018 г., свидетельствуют его данные. За ней следуют Татарстан – 88% и Дагестан – 83%.

Рейтинг таких региональных закупок назван жестко – «Рейтинг самоизоляции регионов», заметил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, хотя сам бы назвал его рейтингом регионального протекционизма. Результаты удивительны, учитывая разные специализации регионов, ­признал он.

Больше половины контрактов внутренним поставщикам отдают большинство регионов. Только два региона закупают у своих поставщиков меньше 35% всех контрактов – это Тува (34%) и Ненецкий автономный округ (6%).

При расчете авторы рейтинга оценивали число контрактов, но, если считать по их суммам, показатели не изменятся, пояснил «Ведомостям» замдиректора Федерального центра информатизации Счетной палаты и руководитель проекта Иван Бегтин. Госзаказчиков при подсчетах привязывали к регионам по полю «код региона», а поставщика – по первым двум символам (тоже код региона) ИНН.

Всего за 2018 г. государство потратило на закупки 8 трлн руб., из них на региональном и муниципальном уровне – 5,2 трлн руб.

Нужно оценивать число жалоб, признанных Федеральной антимонопольной службой (ФАС) обоснованными, спорит гендиректор Агентства по госзаказу Республики Татарстан Яков Геллер. С переходом в электронный вид закупки стали равнодоступными и анонимными, а значит, и конкурентными, настаивает он. Представитель ФАС не смог вечером в понедельник предоставить данные о жалобах на торги, признанных обоснованными, с разбивкой по регионам.

Закон не запрещает заключать контракты с местными поставщиками, напоминает представитель Минфина, отвечающего за регулирование госзакупок. Изолированность регионов не критична и в основном обусловлена удобством ведения бизнеса – логистика, наличие складов в регионе и т. д., считает он.

Каждый регион стремится развивать свою экономику, но это стремление не должно ущемлять права и интересы подрядчиков из других регионов, а во многих случаях происходит именно так из-за определенного несовершенства контрактной системы, не согласен замруководителя ФАС Михаил Евраев (его комментарии передал его представитель).

Во всех регионах, где приходилось бывать, слышал: «Лучше выбрать местного, мы знаем его и, если что, имеем рычаги определенные и регион поддержим», – рассказывает руководитель Центра размещения госзаказа Александр Строганов. Это разумно – местная компания и некоторые налоги платит в местный бюджет, рассуждает он. Сделать так, чтобы выиграл региональный поставщик, можно разными способами – установить требования к техническим характеристикам, которым соответствует только местная компания, или ограничить сжатыми сроками, когда из других регионов просто не успеют поставить товар или услугу, знает Строганов.

Отклонить участника закупок госзаказчики могут и по формальным требованиям – например, если они неправильно заполнят многостраничные заявки, приводит пример Евраев. Необходимо, чтобы предприниматели давали исключительно согласие без заполнения огромных таблиц, у которых нет практического смысла, считает он. Такие упрощения уже внесены в закупки строительных работ, предполагается в ближайшее время распространить их и на остальные закупки работ и услуг, а также на закупку определенных товаров. Важно сформировать единое экономическое пространство в стране, подчеркивает Евраев.

Изолированность регионов России складывается из институциональных и политических факторов, считает экономист Наталья Зубаревич. Есть большие и развитые регионы, где поддержка своих компаний – это действительно поддержка производителей, но есть и небольшие и бедные регионы, где свои производители не в состоянии обеспечить потребности в таких масштабах – и здесь местные поставщики скорее берут на субподряд настоящих производителей, рассуждает она. Есть регионы, в которые чужие просто не ходят, потому что боятся, что им не заплатят, замечает Зубаревич.

Но изолированность регионов исторически была скорее вредной для развития, напоминает директор финансового центра «Сколково – РЭШ» Олег Шибанов. Чем больше торговых связей внутри страны, тем выше добавленная стоимость у конечного товара, объясняет он. Кроме того, при развитых торговых связях у населения появляется возможность участвовать в разделении труда, а также не уезжать из своего региона в поиске других рынков труда, чем выше связанность регионов – тем выше шанс на развитие, заключает Шибанов.