Чиновники решили возродить регуляторные песочницы

Участники таких песочниц смогут опробовать новые технологии и придумать для них регулирование
Чиновники решили возродить регуляторные песочницы/ Евгений Разумный / Ведомости

Компании смогут протестировать новые технологии перед выходом на рынок, а государство – опробовать новое регулирование и оценить возможные риски.

Предложения о таких экспериментальных режимах – так называемых регуляторных песочницах – доработало Минэкономразвития. «Ведомости» ознакомились с копией документа, который в начале недели министерство повторно внесло в правительство. Ее подлинность подтвердил представитель Минэкономразвития. Проект рассматривается в правительстве, подтвердил и представитель аппарата правительства.

Создать такие песочницы бизнес хочет уже давно. Так, весной 2019 г. президент Сбербанка Герман Греф предлагал наделить Москву специальным статусом, который позволит экспериментировать с технологиями искусственного интеллекта. Создание регуляторных песочниц предполагает и стратегия развития искусственного интеллекта Сбербанка.

Регуляторные песочницы позволяют опробовать новые технологии, не нарушая при этом действующее законодательство и не затягивая сроки для бизнеса, – нормативные документы могут создаваться несколько лет, а технологии развиваются быстрее. Если эксперимент в песочнице проходит успешно, продукт или услугу можно использовать по всей стране, считает Минэкономразвития. Первую версию предложений о создании таких режимов министерство внесло в правительство еще летом 2019 г. Но с замечаниями выступили Государственно-правовое управление президента и некоторые ведомства, говорит представитель Минэкономразвития.

Для каждой песочницы будет создана отдельная программа (ее утверждает правительство). Но участвовать в экспериментах смогут не все – лишены такой возможности, например, компании с долгами по налогам и обязательным платежам, предприниматели с непогашенной судимостью по экономическим преступлениям.

Также Минэкономразвития исключило гарантию того, что налоговая нагрузка для участников песочниц не будет расти. Возможно, норма вернется ко второму чтению проекта в Госдуме, говорит представитель министерства.

От каких именно норм, установленных законами, будут освобождены участники песочниц, говорится в дополнительном законопроекте. Он еще обсуждается, поясняет представитель Минэкономразвития. Сейчас детальнее всего регулирование проработано в сферах беспилотного транспорта и финтеха, вероятно, для них эксперименты начнутся в первую очередь, говорит представитель Минэкономразвития. Некоторые технологии достигли уже такого уровня развития, когда необходимо массовое тестирование, считает директор технологической практики в риск-консалтинге KPMG Сергей Вихарев: прежде всего, это искусственный интеллект, нейротехнологии и отчасти технологии дополненной реальности. Например, искусственному интеллекту нужны данные, что может иногда противоречить требованиям законодательства, например предъявляемым к персональным данным. Должно быть регламентировано вмешательство нейротехнологий в тело человека, продолжает он, а для дополненной реальности нужно урегулировать возможное непреднамеренное вмешательство в частную жизнь. Тестирование актуальнее всего для искусственного интеллекта, робототехники, нейротехнологий и др., поддерживает представитель Минэкономразвития. Но пока конкретных проектов песочниц нет, при этом поступило более 150 предложений о желающих в экспериментах поучаствовать. Эксперименты в сфере финансов будет регулировать ЦБ, говорит его представитель. У регулятора уже есть свои песочницы для финансовых технологий. Сервисы в них работают в тестовом режиме, без совершения реальных операций с клиентами, поясняет представитель ЦБ, а внедрение экспериментальных правовых режимов – это следующий этап развития регулятивной песочницы. Например, в начале февраля ЦБ провел пилотирование выпуска и обращения цифровых прав, ­разработанных «Норникелем», и одобрил его.

Песочницы помогут внедрять в повседневную жизнь даже потенциально рискованные решения – именно они дают экономический эффект, говорит Вихарев. Но проект ограничивает возможности малого и среднего бизнеса по участию в экспериментах, предупреждает директор по правовым инициативам ФРИИ Александра Орехович. Запустить эксперимент сложно – нужно много документов, согласований, единственная возможность для такого бизнеса поучаствовать – присоединиться к пилотам крупных компаний. Но проект разрешает крупному бизнесу, подавая заявку на эксперимент, исключить возможность присоединения к нему, что и будут делать компании – никому не нужны конкуренты, заключает она. Помочь с заявками малому бизнесу могут, например, бизнес-ассоциации, считает представитель Минэкономразвития.