ФНС предложит бизнесу электронный кошелек для оплаты налоговых долгов

Такой инструмент уже действует для людей
Руководитель ФНС Даниил Егоров ставит на технологии в развитии налоговой службы/ TASS

«Очень долго представление о том, что наша задача – собрать как можно больше налогов, деформировала нашу работу, приводила к тому, что мы искали способы как можно больше доначислить [налогов], и мешала нам оценить, как делать сервисы, чтобы люди платили сами», – заявил руководитель Федеральной налоговой службы (ФНС) Даниил Егоров на заседании коллегии службы и рассказал о новых инструментах ФНС.

Например, об идее распространить на индивидуальных предпринимателей и компании систему выплаты единого налогового платежа. Для этого им нужно создать электронные кошельки, с которых будут списываться недоимки по налогам, объяснил Егоров. Идею поддержал министр финансов Антон Силуанов, поручив ее проработать.

Компаниям из разных сфер часто нужны справки о наличии задолженности по налогам, единый налоговый платеж через электронный кошелек позволит быстро расплатиться по возникшему долгу, объяснил идею «Ведомостям» Егоров. Даже при небольшой задолженности компании могут столкнуться с блокировкой счетов, претензиями, а электронный кошелек позволит быстро решить такие проблемы с долгами по всем налогам.

Получить саму справку несложно, зато сложно оперативно оплатить долг, особенно если не ясно, откуда он возник, рассказывает старший юрист Taxadvisor Виктор Андреев. Но иногда получить такую справку нужно срочно, например для участия в торгах, где счет может идти на дни, говорит он.

Единый налоговый платеж уже действует с января 2019 г. для людей, напоминает партнер МЭФ PKF Александра Амбрасовская, на электронный счет можно добровольно перечислять деньги для выплаты налогов. Если у человека есть долг, налоговая списывает из кошелька его, а если нет – списывает налог. За полгода 2019 г. люди пополнили такие кошельки на 245 млн руб.

Похожая система для бизнеса есть у Федеральной таможенной службы (ФТС): можно зачислить деньги на единый лицевой счет,с которого в том числе можно списать авансы при ввозе товаров на таможенную территорию, вспоминает партнер EY Алексей Нестеренко. Но мотивировать бизнес пользоваться таким кошельком для выплаты самих налогов будет сложно, считает он. Бизнес вряд ли захочет забирать из оборота деньги, чтобы они просто лежали на счете, согласен партнер Taxology Алексей Артюх. Но дополнительные стимулы могут привлечь компании. Например, если с помощью системы компании смогут быстрее вернуть излишне уплавченные налоги, согласен Нестеренко.

Егоров пообещал и дальше развивать онлайн-сервисы ФНС. Они должны решать более сложные, комплексные задачи, отметил он. А сами сервисы нужно внедрять в чужие IT-платформы, интересные компаниям и людям, например по аренде жилья, найму водителей. «Мы должны быть там, где находится налогоплательщик», – сказал Егоров, незаметно корректировать его поведение в случае ошибок, давать консультации. Технологии уже позволяют ФНС видеть проблемы целых отраслей, новая же цель Егорова – создать платформу для анализа данных, на которых можно будет построить новые сервисы. Речь о метаданных, дополнительно возникающих при налоговом мониторинге (механизм предварительного согласования сделок крупного бизнеса в обмен на предоставление бухгалтерских данных онлайн. – «Ведомости»), объяснил Егоров.

Уже сейчас технологии ФНС позволяют рассчитывать часть налогов за бизнес и людей. В 2020 г. ФНС отменила для компаний три авансовых расчета по налогу на имущество, а с 2021 г. отменит декларации по земельному и транспортному налогам.

Отмена авансовых платежей по налогу на имущество уменьшит административную нагрузку, рассчитывает партнер KPMG Андрей Ермолаев. Но отмена деклараций по земельному налогу может создать риски, опасается он: сейчас можно воспользоваться разными льготами, но налоговики могут не знать об основаниях для их применения и рассчитать налог без льгот, тогда сумму платежа придется оспаривать.