Количество нарушений при госзакупках резко возросло

Половина нарушений, выявленных Счетной палатой, связана с коррупцией
Счетная палата присмотрелась к госзакупкам /Максим Стулов / Ведомости

Проверяющие органы – Счетная палата (СП), ФАС, Федеральное казначейство и контрольно-счетные органы субъектов – в 2019 г. выявили 112 200 нарушений в сфере госзакупок, что на 9100 больше, чем годом ранее. Таким образом, рост составил 8,8%. Об этом говорится в отчете СП по итогам мониторинга системы государственных и корпоративных закупок.

При этом сама СП в прошлом году обнаружила более чем в 2 раза нарушений меньше, чем годом ранее, по контрактам в рамках закона № 44-ФЗ. Если в 2018 г. аудиторы выявили 2261 проступок, то в 2019 г. – 839. При этом сумма нарушений уменьшилась не столь значительно – на 19,4% (293,7 млрд и 236,6 млрд руб. соответственно).

Как выяснили аудиторы СП, более половины нарушений происходит при планировании и исполнении контрактов и связано с коррупционными проявлениями. В начале июля глава СП Алексей Кудрин, выступая в Госдуме, заявил, что прямые хищения из бюджета в прошлом году составили 2–3 млрд руб., и назвал это «чистым воровством». Всего, по его словам, было выявлено нарушений на 884,6 млрд руб., что на 112 млрд руб. больше, чем годом ранее. Сюда, по его словам, входят помимо хищений и нарушений в сфере госзакупок и ошибки бухгалтерского учета, и нецелевое использование средств. По итогам 2019 г. СП удалось вернуть в бюджет 4,5 млрд руб.

По оценкам СП, ежегодно в сектор государственных и корпоративных закупок вовлекаются средства бюджетов всех уровней, которые в сумме составляют около трети ВВП страны. Так, в прошлом году эта сумма составила 31,6 трлн руб., или 29% ВВП. Большая часть – 23,5 трлн руб. – привлечена в рамках закона № 223-ФЗ, и еще 8,1 трлн руб. – контракты по закону № 44-ФЗ. Однако анализ аудиторов СП показал, что в системе преобладают неконкурентные закупки. Так, в рамках закона № 44-ФЗ 76% общей суммы закупок приходится на несостоявшиеся закупки и контракты, заключенные с единственным поставщиком. С закупками по закону № 223-ФЗ ситуация еще печальнее: на закупки единственного поставщика и закупки, осуществленные прочими способами, приходится 86,1% закупок. В целом уровень конкуренции при госзакупках колеблется в пределах трех заявок на один лот.

При этом законодательство о закупках остается сложным и нестабильным. Только в 2019 г. закон № 44-ФЗ менялся восемь раз, и в его развитие было принято 55 нормативных правовых актов. Это делает контрактную систему слишком обременительной и непривлекательной. Аудиторы СП пришли к выводу, что действующая система закупок «не в полной мере способствует обеспечению экономического роста государства».

«К сожалению, полной перезагрузки системы госзакупок пока не произошло, – говорит заслуженный юрист России Иван Соловьев. – Конечно, она необходима, чтобы все известные и прогнозируемые лазейки для злоупотреблений были закрыты. Желающие поиметь свой интерес в этой области всегда найдутся, и не в их интересах что-то менять. Но прорыва не случится, если государство не будет на шаг впереди разработчиков криминальных схем».

По его словам, сегодня любая коммерческая структура, стремящаяся быть эффективной, выстраивает свою кадровую политику так, чтобы привлечь в руководящие или совещательные органы бывших высокопоставленных чиновников. В результате на успех компании влияют не столько имя, прошлые заслуги и публичность, сколько связи с чиновниками, которые принимают решения и распределяют государственные средства.

«В этом случае бывший чиновник, продвигающий в подрядчики «свою» коммерческую структуру, как бы гарантирует, что все будет в порядке, по заведенным негласным правилам, – отмечает юрист. – Это всех устраивает, и все в итоге оказываются довольны. Кроме тех, кто мог бы более качественно и дешево выполнить те же работы, сэкономив при этом государственные средства. Поэтому я бы начал со снижения возможности чиновников влиять на результаты государственных аукционов и конкурсов. Что касается корректировки самих механизмов, то возможностей для этого масса – нужно исправлять ошибки действующего законодательства и закрывать существующие лазейки».