Импорт от налогов не уйдет

Контроль уплаты НДС станет главной задачей новой системы фискального мониторинга
Уклоняться от уплаты таможенных платежей станет намного сложнее/ Андрей Махонин / Ведомости

Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании национальной системы прослеживаемости (НСП) движения товаров, запуск которой станет ключевым шагом к запуску системы фискального мониторинга в ЕАЭС. Решение о создании такой системы было принято на заседании Совета Евразийской экономической комиссии 4 сентября. «Предполагается, что система фискального мониторинга будет встроена в общую систему мониторинга взаимной торговли наряду с системой прослеживаемости и маркировки», – сообщило правительство РФ по итогам заседания комиссии.

Сейчас в ЕАЭС приняты решения о двух инструментах прослеживаемости движения товаров: с помощью маркировки, а также с использованием сведений из документов, сопровождающих оборот товаров. В России уже действуют обе. Система маркировки позволяет прослеживать по кодам Data Matrix и российские, и импортные товары от производителя до магазинной кассы. Документальная система пока работает в виде эксперимента и обеспечивает прослеживаемость только импортных немаркируемых товаров. Она действует в отношении 10 товарных групп: бытовых холодильников и морозильников, стиральных и сушильных машин, телевизоров, мобильных телефонов и др.

«Во внедрении маркировки Россия занимает лидирующие позиции, но широкого распространения в ЕАЭС этот инструмент пока не получил», – отмечает старший научный сотрудник Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Галина Баландина. «Введение единой системы фискального мониторинга оборота товаров во взаимной торговле стран ЕАЭС является закономерным шагом развития экономической интеграции и позволяет снизить административную нагрузку на бизнес стран-участниц», – добавляет доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г. В. Плеханова Игорь Хмелев.

При этом НСП – система контроля за импортируемыми товарами внутри страны, а система финансового мониторинга ЕАЭС предназначена для аналогичного контроля на наднациональном уровне и предполагает взаимный обмен информацией между налоговыми органами разных стран. «В первую очередь она позволяет контролировать фискальные аспекты оборота товаров во взаимной торговле товарами, т. е. правильность и своевременность уплаты налогов, прежде всего НДС и акцизов, и таможенных пошлин», – поясняет Хмелев.

Система фискального мониторинга также должна ускорить процесс оформления нулевой ставки НДС. «Сегодня эта процедура довольно громоздка: чтобы подтвердить право на применение ставки НДС в размере 0%, экспортер должен получить от своего контрагента документы, подтверждающие уплату НДС в стране импорта или освобождение от уплаты НДС с отметкой налогового органа в стране импорта, – поясняет Баландина. – Прямой обмен информацией между налоговыми органами государств – членов ЕАЭС значительно упростит и ускорит эту процедуру». При этом эксперт напоминает, что информационный обмен между налоговыми службами государств – членов ЕАЭС уже осуществляется в соответствии с протоколом об обмене информацией от 2009 г.

В Евразийской комиссии рассчитывают благодаря системе фискального мониторинга сократить число уклонений от уплаты таможенных пошлин и налогов. «Она станет барьером для недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которые используют серые схемы внешнеторговых сделок – например, неправильно указывают код товарной номенклатуры ВЭД и занижают таможенную стоимость товара», – объясняет Хмелев. Эксперт напоминает, что только за первые шесть месяцев этого года органами ФТС России выявлены факты неуплаты таможенных платежей на 2,3 млрд руб. «Кроме того, единая система мониторинга позволит препятствовать схемам лжеэкспорта, используемым с целью неправомерного возврата НДС», – добавляет Хмелев.

Внедрение системы финансового мониторинга не представляет технической сложности для таможенных и фискальных органов стран ЕАЭС, считает Хмелев. «Практика взаимодействия всех фискальных органов на основе информационных технологий уже отработана, – поясняет он. – Достаточно сказать, что почти 100% таможенных деклараций в России сегодня оформляется в электронном виде».

«Предполагается, что такая система позволит потребителям получить доступ к достоверной информации о качественных характеристиках товаров, легальности их ввоза и производства, – рассуждает Баландина. – Но какими средствами будут решаться эти задачи, пока не понятно».