Счетная палата развеяла мифы о самозанятых
Новый режим не стал популярным, в том числе и для оптимизации налоговНалог на профессиональный доход (НПД), т. е. режим самозанятости, нуждается в совершенствовании. К такому выводу пришла Счетная палата (СП), проанализировав результаты эксперимента по внедрению НПД. В частности, необходимо продумать дополнительные стимулы для привлечения потенциальных плательщиков этого налога. Пока же новация не привела к массовому переходу индивидуальных предпринимателей (ИП) в самозанятые с других налоговых режимов, отмечает СП.
Вместе с тем не оправдались и опасения насчет массового злоупотребления новым режимом в связи с выгодной ставкой налогообложения (4% – на доходы физлиц и 6% – на доходы юрлиц или ИП). Это делает выгодным, например, перевод работников на режим НПД в целях минимизации сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет. Однако исследование аудиторами СП данных ФНС показало, что в 2019 г. «выполняли работу для юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей, являвшихся их работодателями в 2018 г. <...> 1234 налогоплательщика, что составляет 0,38% от всех самозанятых граждан, применявших режим НПД».
Тем не менее режим НПД оказался самой удачной из всех попыток властей легализовать самозанятых граждан. К концу 2019 г. количество плательщиков НПД в четырех субъектах Федерации составляло 392 000 человек, из них только 10% – ИП. «Надо отметить, что 38% самозанятых до перехода на НПД о своих доходах не заявляли и никаких налогов не уплачивали, – отметил аудитор СП Андрей Батуркин. – По итогам 2019 г. 70% плательщиков, впервые заявивших свои доходы, уплатили НПД в сумме 420,2 млн руб. Это, наверное, и есть чистый эффект от легализации».
К ноябрю 2020 г. численность самозанятых в России достигла 1,3 млн человек, при том что в 2018 г. Росстат оценивал количество работников неформального сектора экономики в 14,25 млн человек. Одно из главных препятствий для дальнейшего роста эксперты видят в низком лимите дохода для использования НПД. «По нашим наблюдениям, это является одним из основных барьеров для расширения применения НПД на данный момент», – отмечает управляющий партнер «Софонов и Романько» Илья Софонов.
«Лимит ограничен суммой в 2,4 млн руб. валового дохода – это мизер для настоящих предпринимателей, – напоминает руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. – Поэтому на этот режим перешли те, кто изначально не был предпринимателем, а лишь получал доход от своей личной деятельности».
Для увеличения популярности НПД СП предлагает сделать новый налоговый режим более привлекательным для самозанятых. «Среди таких стимулирующих мер можно выделить урегулирование статуса самозанятых в экономических отношениях с другими субъектами, предоставляя им равные возможности, например, в получении кредита, доступе к мерам поддержки и т. д.», – считает Батуркин. Еще одно предложение СП – ввести специальный коэффициент-дефлятор при определении верхнего предела суммы доходов для плательщиков НПД. «Это позволит, с одной стороны, учитывать инфляционные процессы при применении режима НПД, а с другой – сделает указанный режим привлекательным для большого круга лиц», – пояснил Батуркин.