Бизнес хочет защитить арбитражных управляющих от Минэкономразвития

Деловые объединения раскритиковали реформу института банкротства
Минэк хочет радикально изменить модель работы арбитражных управляющих и ввести балльную систему оценки их деятельности/ Андрей Гордеев / Ведомости

По статистике, в 2019–2020 гг. доля удовлетворенных требований кредиторов составила менее 5%. В 2020 г. в реестр требований кредиторов включено почти 2,2 трлн руб., а удовлетворено лишь на 96,1 млрд руб. При этом по 60% процедур доля выплаты кредиторам не производилась. Об этом сообщается в пояснительной записке к законопроекту «О внесении изменений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленному Министерством экономразвития (МЭР).

МЭР готовило реформу института банкротства почти год. Еще прошлой весной министерство предложило отменить три реабилитационные процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление) и создать новую – реструктуризацию долгов.

Также предлагалось модернизировать процедуру ликвидации и лишать контроля над должником недобросовестных собственников компании. Для этого МЭР хочет радикально изменить модель работы арбитражных управляющих. В итоговой версии законопроекта предлагается ввести реестр арбитражных управляющих, балльную систему оценки их деятельности, в 4 раза увеличить размер компенсационных фондов и ограничить число участников саморегулируемых организаций (СРО). «Предусматриваются совершенствование очередности и возможность субординации требований кредиторов, создание новых механизмов, касающихся спасения бизнеса должника, в том числе посредством совершенствования инструментария замещения его активов», – отмечается в пояснительной записке.

Крупный бизнес согласен с необходимостью навести порядок в банкротстве, но только не так, как предлагает МЭР.

«В целом бизнес-сообщество поддерживает цели законопроекта, в том числе отмену трех процедур и введение новой процедуры реструктуризации долгов, – пояснил «Ведомостям» вице-президент РСПП Александр Варварин. – Однако законопроект содержит положения, которые могут привести к снижению эффективности процедур, применяемых в деле о банкротстве, и росту числа злоупотреблений. В связи с этим мы его не поддерживаем».

Не поддерживают законопроект и в «Деловой России». «Вопреки указанию президента изменить ликвидационную направленность банкротства на восстановительную, Минэкономразвития делает все, чтобы разрушить бизнес должников и дестабилизировать работу арбитражных управляющих», – заявляет руководитель рабочей группы «Деловой России» по совершенствованию процедур банкротства Владимир Кузнецов.

По мнению Варварина, предложенное Минэком снижение минимальной численности СРО до 10 членов практически полностью разрушит систему саморегулирования в арбитражном управлении. «Законопроект позволяет одному лицу списать со счета все средства компенсационного фонда СРО, лишив других предпринимателей возможности получить возмещение причиненных им убытков, – указывает он. – Предусматривая процедуру случайного выбора, законопроект создает лишь видимость независимости арбитражного управляющего. При этом предлагаемая законопроектом система баллов арбитражных управляющих основывается на формальных показателях, которые, по сути, не свидетельствуют о компетентности и добросовестности арбитражного управляющего». 

Не согласны с предлагаемыми изменениями и сами арбитражные управляющие. «Профессиональное сообщество отрицательно относится к предложению введения балльной системы, – заявляет генеральный директор Союза арбитражных управляющих «СРО «Северная столица» Валерия Герасименко. – Более того, мы считаем, что оценить эффективность работы управляющих строгими и сухими математическими методами невозможно, так как каждая процедура банкротства уникальна и зависит от множества объективных факторов, которые не всегда в воле арбитражного управляющего». 

По ее мнению, изменить ситуацию на рынке могло бы регулирование страхования арбитражных управляющих. «Сегодня данный вид страхования не является обязательным для страховых компаний, а также нет четких законодательно установленных тарифов. Обязательное страхование и прозрачные тарифы позволили бы урегулировать проблемы в данной сфере», – считает она. Свои предложения есть и у «Деловой России». Например, там предлагают «организовать работу арбитражных управляющих по аналогии с системой в адвокатуре и нотариате».

Однако независимые эксперты считают, что критика в адрес нового законопроекта обусловлена в основном страхом арбитражных управляющих и их друзей-бизнесменов потерять наработанные привилегии. «После поправок арбитражным управляющим придется заново зарабатывать себе репутацию с учетом вновь вводимых критериев эффективности их работы, – объясняет беспокойство арбитражеров и бизнеса партнер KPMG Law в России и СНГ Алексей Абрамов. – Более того, по смыслу поправок их деятельность, а также перечень руководимых ими проектов, будет сильнее зависеть от имиджа и качества работы непосредственно саморегулируемой организации».

Еще один момент, который вызывает раздражение бизнеса, – предусмотренное законопроектом создание государственного реестра арбитражных управляющих, который будет содержать цифровой портрет арбитражного управляющего, позволит внедрить эти данные в свои управленческие системы любому заинтересованному лицу. Скорее всего, оператором реестра станет Федеральная налоговая служба. Обязанность вести реестр арбитражных управляющих уже возложена на Росреестр, создание нового лишь приведет к дополнительным расходам бюджета, отмечают в РСПП. Однако в налоговой службе уверены, что эта новация, наоборот, позволит сэкономить бюджетные деньги.

«В силу того что эффективность процедуры банкротства серьезно зависит от ее главного менеджера – арбитражного управляющего, ФНС России нацелена на формирование цифрового профиля арбитражного управляющего, – пояснили «Ведомостям» в налоговой службе. – Задача этого профиля – формировать и встраивать в системы управления рисками данные, свидетельствующие о направленности деятельности арбитражных управляющих на соблюдение законодательства и на результативность».

На основе цифровых профилей ФНС составляет рейтинг арбитражных управляющих и их саморегулируемых организаций. «Такое ранжирование позволяет спрогнозировать результативность ведения арбитражным управляющим дела о банкротстве», – объясняют в ведомстве. Налоговики подчеркивают, что этот цифровой подход позволил им повысить поступления в бюджет от процедур банкротства за последние пять лет в 4,5 раза.

При этом в законопроекте Минэка есть целый ряд бесспорно позитивных изменений, которые улучшат положение участников процесса банкротства, указывает Абрамов. «Сокращение процедур банкротства должно значительно сократить сроки его проведения, новый порядок назначения арбитражных управляющих позволит избавиться от зависимости управляющего от мажоритарных кредиторов в банкротстве, новый более гибкий порядок расчета вознаграждения арбитражного управляющего улучшит финансовые стимулы для его добросовестной работы», – поясняет он.