Правительство создало для себя «цифровой коворкинг»

Работе Координационного центра могут помешать межведомственные разногласия, считают эксперты
Дмитрий Чернышенко будет руководить Координационным центром/ Андрей Гордеев / Ведомости

Создание новой правительственной структуры – Координационного центра – практически завершено: на должность его руководителя назначен вице-премьер Дмитрий Чернышенко. «Нам важно понимать проблемы на местах, слышать потребности граждан, чтобы принимать грамотные и своевременные решения, – заявил он сразу после назначения. – И я прошу всех руководителей цифровой трансформации наладить оперативную связь со специалистами центра по текущим и горящим вопросам».

Координационный центр создан для обеспечения взаимодействия федеральных министерств и ведомств, регионов и организаций в процессе разрешения различных инцидентов – штатных и нештатных ситуаций, пояснили «Ведомостям» в аппарате правительства. Он призван поддерживать реализацию приоритетных задач и проектов, определенных правительством.

Координационный центр будет решать четыре группы задач. Во-первых, обеспечивать немедленное реагирование на штатные и нештатные ситуации в стране, которые требуют незамедлительной координации действий органов государственной власти всех уровней. Во-вторых, координировать выработку предложений по стратегическим целям и механизмам реализации приоритетных задач правительства.

Третья задача центра – «обеспечивать непосредственное управление реализацией быстрых изменений». Четвертая, но не по значению – обеспечивать оперативный доступ к необходимым информационным ресурсам и данным, которые содержатся во всех информационных системах органов власти как на федеральном, так и на региональном уровне.

В частности, в недавнем интервью «Ведомостям» замминистра экономразвития Илья Торосов упоминал, что правительство намерено запустить непрерывный мониторинг выполнения властями регионов своих обязательств перед бизнесом в рамках соглашений о государственно-частном партнерстве. Можно предположить, что это будет делаться как раз на площадке Координационного центра.

Фактически он будет представлять собой межведомственную экспертно-аналитическую цифровую платформу, которая будет в режиме реального времени в формате «цифрового коворкинга» поддерживать принятие оперативных решений. Для активного реагирования на возможные проблемы в развитии и жизни страны в рамках цифровой платформы центра будут созданы целевые мониторинговые подсистемы, «которые будут работать не только с данными из государственных информационных систем, но и анализировать открытые информационные источники с помощью искусственного интеллекта», сообщают в правительстве.

Недостаток взаимодействия между органами власти всех уровней в ходе спорных ситуаций и межведомственные разногласия действительно являются камнем преткновения при решении большинства задач, отмечают эксперты. И если новой структуре действительно удастся наладить процесс межведомственной работы, то ее создание будет оправданным.

«Создание Координационного центра – достаточно необычное явление для системы государственного управления в нашей стране, и его создание может иметь существенные последствия, – отмечает руководитель Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС Владимир Климанов. – Стремительное внедрение цифровизации диктует новые требования к принципам и подходам в системе государственного управления, чем и обусловлено возникновение подобных структур. Оно окажется вполне оправданным, если Координационный центр поможет преодолеть ведомственную разобщенность и выстроить новую систему взаимоотношений федеральных и региональных органов власти».

Министерства равнозначны и поэтому не могут самостоятельно урегулировать разногласия по межотраслевым вопросам, отмечает советник президента Центра стратегических разработок Екатерина Бганцева. Аналогичные проблемы в коммуникациях наблюдаются и между субъектами РФ. Ранее спорные вопросы выносились на уровень правительства или администрации президента. «Но, например, вице-премьеры рассматривают вопросы по принадлежности, так что далеко не всегда могут разрешить межведомственные противоречия, – рассказывает эксперт. – Координационный центр создан как постоянно действующий орган при правительстве Российской Федерации, что позволит реализовать механизм «единого окна».

Кроме того, текущие процедуры принятия решений зачастую занимают немало времени. А одной из основных задач Координационного центра является обеспечение незамедлительного реагирования и оперативного разрешения инцидентов. «Для чего, в частности, ситуационная группа центра работает не только в режиме реального времени, но и круглосуточно», – отмечает Бганцева. Она подчеркивает, что для обеспечения правительства достоверными сведениями создаются две новые информационные системы – управления инцидентами и аналитическая информсистема, которые планируется интегрировать с системами федеральных и региональных ведомств.