Объемы плановой медпомощи во время коронакризиса сократились почти вдвое

Это может привести к отложенному росту смертности, предупреждает Счетная палата
Наибольшая кредиторская задолженность медицинских учреждений перед страховыми медицинскими организациями за период с апреля по июль зафиксирована в Санкт-Петербурге/ Андрей Гордеев / Ведомости

Борьба с COVID-19 в прошлом году привела к резкому сокращению своевременной плановой медицинской помощи по неинфекционным заболеваниям – в первую очередь по сердечно-сосудистым и эндокринным. Об этом сообщается в отчете Счетной палаты (СП), посвященном анализу бюджетных расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

Сокращение медпомощи во время первой волны коронавируса наблюдалось как в круглосуточных, так и в дневных стационарах, выяснили аудиторы СП. С апреля по август 2020 г. среднее отклонение объемов оказания плановой помощи от показателей 2019 г. составило 52,4 и 26,2% соответственно. С апреля 2020 г. произошло резкое снижение числа профилактических осмотров и диспансеризаций: от 43,1% в апреле до 67,3% в мае относительно уровней 2019 г. В ряде медицинских организаций профилактические приемы и диспансеризации вообще прекратились. Сохранить объемы оказания плановой медицинской помощи удалось только в онкологии.

Хуже всего обстояли дела по сердечно-сосудистым заболеваниям. Число обращений по поводу крупных инфарктов не изменилось, зато жалоб на мелкоочаговые инфаркты было на 20–30% меньше – пациенты их переносят легче и потому предпочитали не посещать врачей. «Возможно, именно этим объясняется более активная динамика восстановления (относительно прочих исследуемых профилей медицинской помощи) объемов плановой помощи ближе к середине – концу лета, когда основной объем ограничительных мер был снят», – говорится в отчете СП.

Объем средств, направленных на оплату помощи при коронавирусной инфекции за март – июль 2020 г., составил 64,9 млрд руб., при том что бюджет ФФОМС на 2020 г. был утвержден с дефицитом в 1,4 млрд руб., отмечают аудиторы СП. Субвенция в регионы определена в размере 2,2 трлн руб., или 185,5 млрд руб. ежемесячно. Таким образом, денег для покрытия возросших расходов у фонда нет.

1,4 млрд руб.

с таким дефицитом был утвержден бюджет ФФОМС на 2020 г.

«Пандемия COVID-19 привела к существенным изменениям в структуре оказываемой помощи и сопровождалась ростом задолженности медицинских организаций по выданным им авансам в связи с неоказанием отдельных видов медицинской помощи», – говорится в отчете СП. Задолженность медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, по выданным авансам увеличилась с 36,2% в мае до 125,6% в июне 2020 г. по сравнению с уровнями 2019 г. В стационарных условиях разница также ощутима: задолженность выросла с 54,7% в апреле до 219,7% в мае.

Наибольшая кредиторская задолженность медицинских учреждений перед страховыми медицинскими организациями за период с апреля по июль зафиксирована в Санкт-Петербурге (2 млрд руб.), Магаданской (727,8 млн руб.), Мурманской (640 млн руб.) областях и других регионах. Долги в основном возникли у организаций, которые не имеют прикрепленного населения, таких как консультативно-диагностические центры, поликлинические отделения специализированных диспансеров и госпиталей, стоматологические поликлиники и т. п. – они не получают оплату по подушевому нормативу финансирования, а могут претендовать только на средства за фактически выполненные услуги. Сокращение доходов от предоставления платных услуг серьезно подорвало их бюджеты.

«Кризисное состояние экономики вследствие пандемии COVID-19 обусловливает риск недополучения доходов фонда, поступающих за счет взносов на обязательное медицинское страхование, – отмечается в отчете СП. – Неоказание своевременной плановой медицинской помощи в связи с пандемией коронавируса чревато ростом заболеваемости населения и возможным отложенным ростом смертности, что может негативно сказаться на динамике расходов на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ».

Общий вывод СП довольно мрачен: общий размер субвенции в сфере ОМС является недостаточным, финансирование территориальных программ ОМС осуществляется со скрытым дефицитом, а у медицинских организаций недостаточно средств на текущие расходы. В 2018–2020 гг. дополнительное финансирование территориальной программы ОМС за счет средств регионального бюджета осуществлялось только в 31 субъекте (для сравнения: в 2013 г. – в 82).

Методика распределения субвенций, по мнению СП, тоже далека от совершенства: в ней, в частности, не учитывается разница в стоимости лекарственного обеспечения в разных регионах, а применяемые коэффициенты не влияют на различия в стоимости медпомощи по субъектам Федерации.

В ФФОМС говорят, что подходы к финансовому обеспечению территориальных программ ОМС уже меняются. «Так, с 2021 г. оплата специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи <...> ранее проводившаяся в рамках межтерриториальных расчетов, осуществляется из ФФОМС», – отмечают в фонде. В ближайшее время начнется подготовка изменений в методику распределения субвенций.

В СП подчеркивают, что ее доклад относится только к периоду первой волны распространения COVID-19. «Вторая волна имела более высокую динамику заболеваемости и более мягкие ограничительные меры, – указывает СП. – Кроме того, часть медучреждений во второй половине 2020 г. могла нагнать запланированные объемы помощи».