Уровень загрузки производства упал ниже 60% впервые за 12 лет

Причина в сохраняющейся неопределенности, которая приводит к замедлению инвестиций
Андрей Гордеев / Ведомости

Уровень загрузки производственных мощностей в промышленности в феврале опустился ниже 60%, выяснили специалисты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в результате опроса примерно 4000 руководителей крупных и средних промышленных предприятий. Такой низкий уровень загрузки производства зафиксирован впервые со времен финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг.

В добывающих производствах, указывается в материале, уровень загрузки ухудшается уже четыре месяца подряд: с 65,3% в ноябре он упал до 59% в феврале. В обрабатывающих производствах снижение продолжается еще дольше, но с меньшей интенсивностью – загрузка снизилась с 62,9% в октябре до 59,8% в феврале.

Однако поднимать панику еще рано, успокаивает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Январь и февраль, по его словам, традиционно не самые активные месяцы для российской промышленности. «Сигнал неприятный, но пока это ничего не говорит об экономике и промышленности, – объясняет эксперт. – Я уверен, что уже в марте загрузка производственных мощностей повысится и тенденция перейдет к росту. Вот если и март окажется в минусе по загрузке, тогда нужно принимать меры».

В целом показатель в 60% не так уж и плох, поскольку максимальной считается загрузка не в 100%, а в 80%. «Ни в коем случае нельзя измерять загрузку как 100% – это означает работу в две-три смены, – объясняет Остапкович. – Поэтому снижение до 60% не очень большое». Его причиной эксперт считает слабую инвестиционную и инновационную активность из-за неопределенности относительно окончания коронакризиса. В этих условиях предприятия вынуждены корректировать свои планы, жертвуя в первую очередь инвестициями и инновациями. Это и приводит к снижению загрузки производственных мощностей.

Этот вывод подтверждается результатами опроса российских топ-менеджеров. 53% руководителей предприятий обрабатывающей промышленности и 40% глав добывающих производств заявляют, что давление экономической и пандемической неопределенности на промышленное производство остается высоким. Однако в январе – феврале 2021 г. влияние этого фактора несколько ослабло: в декабре на неопределенность указали 55% руководителей обрабатывающих и 44% – добывающих производств. Вторым по значимости ограничивающим фактором респонденты назвали недостаточный спрос на продукцию предприятия (45% в обработке и 26% в добыче). Завершает тройку главных проблем топ-менеджеров «высокий уровень налогообложения» (40% и 26%).

«Я рассчитываю, что к середине года загрузка восстановится в пределах 63–65%, – отмечает Остапкович. – Нужно также понимать, что это средняя загрузка. Каждая подотрасль имеет абсолютно разную загрузку. Например, в переработке нефтепродуктов она за 70%. В пищевой промышленности загрузка около 70%. А лидером по загрузке сегодня вообще является фармацевтика – 74–76%. Но есть, к сожалению, и отрасли с падающей загрузкой».