Ждем блокировок: Росфинмониторинг заинтересовался криптовалютами

Эксперты опасаются необоснованных блокировок счетов и операций с цифровыми активами
С введением дополнительного контроля люди начнут искать другие пути покупки и продажи криптовалюты / Андрей Гордеев / Ведомости

Росфинмониторинг намерен ввести дополнительный контроль за банковскими операциями, которые осуществляются с деньгами, полученными от конвертации криптовалют, заявил замглавы ведомства Герман Негляд на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку. «Банки уже стали обращать внимание на обменные операции: когда они видят, что пришла операция после обмена виртуальных активов на твердую валюту, они уже стали сообщать нам об этих операциях», – сказал он законодателям.

В Росфинмониторинге «Ведомостям» пояснили, что принимаемые меры направлены на снижение рисков отмывания денег через криптовалюту.

«Согласно Национальной оценке рисков, вероятность использования виртуальных активов в схемах отмывания денег является высокой. Кроме того, с 1 января 2021 г. в силу вступили поправки в российское антиотмывочное законодательство, обязывающие субъекты этого закона и Росфинмониторинг отслеживать и анализировать операции с цифровой валютой», – отметил Негляд.

Он также напомнил, что президент Владимир Путин в ходе заседания коллегии Генпрокуратуры 17 марта заявил о необходимости обратить внимание на трансграничные перемещения цифровых активов. На вопрос, ожидают ли в Росфинмониторинге роста числа случаев и объема отмываемых нелегальных доходов через криптовалюты, собеседник «Ведомостей» отвечать не стал.

Эксперты считают идею введения дополнительного контроля за продажами криптовалюты со стороны Росфинмониторинга достаточно спорной. В какой-то степени контроль за такими транзакциями нужен и ожидаем и какие-то совсем противоправные сделки, возможно, удастся пресекать, говорит официальный представитель биржи криптовалют Garantex Татьяна Максименко. «В России это, как обычно, приведет к тому, что блокировать будут все подряд, соцсети наполнятся сообщениями о непонятных блокировках, не связанных с отмыванием денег. Миллионы историй уже могут рассказать индивидуальные предприниматели, а теперь это коснется и криптовалюты», – уверена она.

При этом с введением дополнительного контроля люди начнут искать другие пути покупки и продажи криптовалюты. «Главным результатом усиления контроля станет уход владельцев криптовалют в теневые схемы с обналичиванием», – прогнозирует ведущий стратег Exante Янис Кивкулис.

Максименко отмечает, что, хотя покупка криптовалюты никак не нарушает российское законодательство, в головах у правоохранителей криптовалюта автоматически приравнивается к правонарушениям. «В то, что цифровые валюты не обязательно используются для противозаконных целей, никак не могут поверить наши правоохранители, хотя для людей это чаще всего инвестиции для сохранения сбережений», – говорит она.

Примером предвзятого подхода к криптовалютам могут служить трансграничные переводы цифровых валют, которые сразу попадают под подозрение в отмывании, уходе от налогов и прочих незаконных операциях. «Даже при большом желании сделать все законно и традиционно – через банк – отправители крупных сумм за границу сталкиваются с тем, что выполнение такого перечисления (от сбора всех документов до того момента, когда деньги окажутся на нужном зарубежном счете) занимает несколько недель», – подчеркивает Максименко.

В целом контроль усиливается не только над цифровыми активами и главная цель здесь даже не в противодействии криминалу, а в повышении собираемости налогов с населения, полагает Кивкулис. «Любые ужесточения проще всего проводить под знаменами улучшения безопасности самих граждан. Точечно контроль за операциями могут использовать для возбуждения дел в чьих-то корыстных целях, и, вероятно, это может стать полем для злоупотреблений», – предупреждает эксперт.

Однако наиболее вероятным ему кажется то, что Росфинмониторинг и другие ведомства в первую очередь хотят убрать оборот и обналичивание криптовалют из «списка своих проблем». Поскольку вероятность блокировки счета возрастает, люди не станут рисковать деньгами и ведомствам не нужно будет разбираться с огромным потоком сложно отслеживаемых операций, объясняет Кивкулис.