Регионам не дадут построить долговые пирамиды
Как и ожидалось, правительство поможет субъектам РФ снизить долговую нагрузкуПравительство должно до 1 июня представить предложения о мерах помощи региональным бюджетам, заявил президент России Владимир Путин, выступая с посланием Федеральному собранию. По словам президента, федеральные власти готовы поддерживать те регионы, которые «запускают проекты созидания».
Но еще до обсуждения правительственных предложений нужно помочь регионам с высоким уровнем коммерческой задолженности, отметил глава государства. «Предлагаю здесь следующее: весь объем коммерческого долга субъекта Федерации, превышающий 25% его собственных доходов, будет замещен бюджетными кредитами со сроком погашения до 2029 г.», – сказал Путин.
Кроме того, он предложил как можно скорее реструктурировать бюджетные кредиты, которые были предоставлены регионам в прошлом году для борьбы с пандемией коронавируса и ее последствиями, так как срок погашения таких кредитов истекает через два месяца.
«Реструктуризацию накопленных задолженностей надо использовать именно как механизм повышения самодостаточности региональных команд, – подчеркнул президент. – Тем более что мы предоставим субъектам Федерации принципиально новый инструмент развития, так называемые инфраструктурные бюджетные кредиты по ставке не более 3% годовых и сроком погашения 15 лет. До конца 2023 г. планируем выделить такие инфраструктурные кредиты на общую сумму не менее 500 млрд руб.». Они будут предоставляться под полным контролем Федерального казначейства и только под конкретные проекты, прошедшие детальную экспертизу на федеральном уровне, подчеркнул глава государства.
В начале апреля с предложением увеличить финансовую самостоятельность регионов выступал глава Счетной палаты Алексей Кудрин, который, в частности, предложил увеличить долю доходов, которой бы субъекты распоряжались без санкции федерального центра. Он также выразил обеспокоенность тем, что в 2020 г. госдолг регионов вырос на 383 млрд руб., или на 18%, и составил 2,5 трлн руб., что является максимальным уровнем за 10 лет. «Если такая тенденция продолжится, велика угроза финансовой пирамиды региональных бюджетов», – предупредил Кудрин.
«По состоянию на конец 2020 г. структура долга консолидированных региональных бюджетов была следующей: на бюджетные кредиты приходилось 41,4% долга, на ценные бумаги – 27,6%, на банковские кредиты – 28,9%, а объем предоставленных регионами гарантий оставался незначительным – всего 1,9%, – отмечает директор Центра экономики регионов ЦСР Марат Фаттахов. – При этом структура долговых инструментов относительно января 2020 г. сместилась в пользу бюджетных кредитов (с 39,2% до указанных выше 41,4%), также по сравнению с началом года выросла доля ценных бумаг (с 24,5 до 27,6%). Доля банковских кредитов сократилась с 33,5% на 4,6%. В денежном выражении объем банковских кредитов сократился незначительно, всего лишь на 2,7 млрд руб.».
По словам руководителя отдела макроэкономического анализа ГК «Финам» Ольги Беленькой, у ряда регионов сложилась критическая ситуация с уровнем долгов. Так, долговая нагрузка (отношение долга к налоговым и неналоговым доходам субъекта РФ) в 2020 г. в трех регионах превысила 100% – это Мордовия (195%), Хакасия (137,5%) и Удмуртия (130%), а в Калмыкии, Орловской и Томской областях приблизилась к 100%. Еще в 20 субъектах она превысила 70%, хотя комфортным можно считать уровень долговой нагрузки в пределах 50%. Впрочем, эксперты были уверены, что дефолтов регионов федеральная власть не допустит и заместит коммерческие кредиты бюджетными. Что и произошло.
По словам уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова, озвученная президентом региональная поддержка – «спасение утопающих». «Видимо, в правительстве поняли, что кредитная нагрузка регионов слишком велика и им необходимы более весомые вливания из центра», – говорит он, подчеркивая, что «замена коммерческого кредита на бюджетный в первую очередь означает более щадящие условия по его обслуживанию, поскольку бюджетный кредит практически бесплатен – ставка по нему всего 0,1%».
«Новые бюджетные кредиты – это движение в сторону большей самостоятельности регионов, которая предполагает и более высокий уровень ответственности, – считает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. – Они могут быть использованы на создание бюджетов развития, что даст регионам возможность разделить текущие задачи и реализацию среднесрочных целей развития».
«Запуск нового механизма финансирования – предоставление инфраструктурных кредитов по ставке 3% на длительные сроки (15 лет) – позволит регионам активно снимать инфраструктурные ограничения, создавать привлекательные условия для развития бизнеса и реализации новых инвестиционных проектов, а как следствие – обеспечить занятость населения, рост его благосостояния и расширить налогооблагаемую базу субъекта», – добавляет Фаттахов.
Однако возникает вопрос, насколько эффективно будут использоваться средства. «Сама по себе реструктуризация кредитов не ведет к устранению причин, которые вызвали потребность в заемных средствах, – указывает директор Центра поддержки экспорта Ростовской области Аркадий Мурзаев. – Если кредит брали для того, чтобы заткнуть какие-то дыры, то, после того как его проели, дыры-то никуда не делись. Поэтому прежде всего нужно понять, почему дыры вообще образовались».
С ним соглашается и генеральный директор ГК «Далпорт» Олег Николаев. «Реструктуризация бюджетных кредитов и низкая ставка займов на инфраструктуру – отличная мера для регионов, где губернаторы нацелены на развитие, – считает он. – Но дотационные регионы, у которых нет стимула выходить на самообеспеченность, просто банально перекредитуются и продолжат увеличивать дефицит бюджета». Эффективная реализация программы помощи регионам должна быть строго прописана в KPI губернаторов, уверен Николаев.
Лидер фракции Партия роста в Законодательном собрании Санкт-Петербурга Оксана Дмитриева поддерживает коллегу. «Основная помощь придется на слабые регионы, у которых большой долг по кредитам и которые всегда получали бюджетные кредиты от Минфина, – отмечает она. – А Санкт-Петербург, к примеру, у которого необходимость брать в долг возникла только в 2020 г. и у которого нет задолженности в 25% от собственных доходов, замещение коммерческих кредитов бюджетными не получит».
Есть замечания у экспертов и по поводу инфраструктурных кредитов. «Инфраструктурные проекты успешно осуществляются, если регион является донором, а таких регионов у нас меньше 10, – отмечает заместитель председателя Партии роста Виктор Звагельский. – Остальные регионы в большинстве случаев не могут гарантировать данные выплаты в связи с постоянным дефицитом собственных бюджетов и, как следствие, выполнение взятых на себя обязательств. Это и отпугивает потенциальных инвесторов. Федеральные инвесткредиты регионам помогут исправить эту ситуацию, но только в том случае, если они будут адресно использоваться, а не пойдут на очередное латание бюджетных дыр».