Большинство инфраструктурных проектов не соответствует стандартам качества

Доля качественных проектов не превышает 25%, признает почти половина участников рынка
Главным приоритетом при реализации инфраструктурных проектов выступает экономическая эффективность
Главным приоритетом при реализации инфраструктурных проектов выступает экономическая эффективность / Кирилл Кухмарь / ТАСС

Большинство реализуемых в России инфраструктурных проектов не соответствует в полной мере современным стандартам качества. Такое мнение высказали почти все компании (92%), так или иначе задействованные на этом рынке (инвесторы, консультанты, проектировщики, строители и др.) и опрошенные ВЭБ.РФ и Национальным центром ГЧП (входит в группу ВЭБ.РФ).

При этом почти половина опрошенных компаний (48%) считает, что доля качественных проектов не превышает 25%, еще 42% – что она меньше 50%. Главным приоритетом при реализации инфраструктурных проектов выступает экономическая эффективность. Такое мнение высказали 54% респондентов. Только 32% назвали приоритетом повышение качества жизни людей и удобство использования инфраструктурного объекта.

«Невысокий уровень подготовки инфраструктурных проектов – весьма распространенная ситуация, – подтверждает генеральный директор Национального центра ГЧП Павел Селезнев. – По нашим данным, до 80% всех планируемых инициатив вообще не доходят до стадии реализации, а поставленных целей и социально-экономических эффектов достигает чуть более половины всех реализуемых проектов». Эта проблема затрагивает все сферы рынка и носит системный характер.

«Действительно, качественных инфраструктурных проектов сейчас сильно не хватает, – отмечает управляющий партнер АБ «Качкин и партнеры», руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП Денис Качкин. – Одна из ключевых проблем – это практически тотальное использование госзаказа как основного инструмента для создания новой инфраструктуры».

При госзаказе реализация проектов упирается в сроки и деньги – требуется построить быстро, дешево и качественно, но что-то из этого списка всегда выпадает, указывает он. Важно также понимать, что госзакупка предполагает отсутствие единого хозяина у будущего проекта: его сначала быстро и дешево кто-то проектирует, а потом строитель старается максимально сэкономить, чтобы реализовать проект, уложившись в смету.

«Мотивация этих участников инвестиционного процесса вообще не предполагает даже мысли о том, кто и как будет эксплуатировать созданный объект инфраструктуры, – объясняет Качкин. – Поэтому все экономят на качестве и комфорте. К сожалению, на практике очень часто построенные объекты почти сразу оказываются брошенными, поскольку нет желающих их эксплуатировать. Бизнес в таких проектах заканчивается перерезанием ленточки на открытии. Освоили деньги на стройке – и все, дальше хоть трава не расти».

Но уже в ближайшем будущем, по мнению опрошенных участников рынка, Россию ждут изменения прежде всего в качестве управления проектом (38%). Еще 30% компаний делают ставку на социальный аспект проекта, а 20% – на защиту окружающей среды и экологию. Экономическая эффективность (22%) окажется на 3-м месте среди приоритетов.

«Способствовать повышению качества проектов будет широкое распространение разработанной ВЭБ.РФ, Национальным центром ГЧП и AECOM национальной системы сертификации инфраструктурных проектов IRIIS, – уверена заместитель председателя – член правления ВЭБ.РФ Светлана Ячевская. – Причем чем раньше проекты будут проходить такую оценку, тем качественнее будут создаваемые инфраструктурные объекты и эффективнее вложенные в них инвестиции. С ее помощью можно выявлять потенциальные риски, которые могут возникнуть в процессе реализации проекта, а значит, у участников будет больше возможностей и времени, чтобы проработать их. Впоследствии мы хотели бы прийти к тому, чтобы изначально проекты разрабатывались с учетом международных критериев качества и устойчивости инфраструктуры».

Главным приоритетом при реализации инфраструктурных проектов выступает экономическая эффективность