ФТС внедрит таможенные мониторинг и аудит, похожие на налоговые процедуры

Это ускорит процессы проверок документов, проведения платежей и повысит прозрачность
Современные технологии позволяют так выстроить систему взаимодействия между всеми участниками таможенного процесса, чтобы еще до прибытия товара обладать всей информацией о нем
Современные технологии позволяют так выстроить систему взаимодействия между всеми участниками таможенного процесса, чтобы еще до прибытия товара обладать всей информацией о нем / Максим Стулов / Ведомости

Федеральная таможенная служба (ФТС) планирует внедрить таможенные процедуры по мониторингу и аудиту, исполняя стратегию ведомства до 2030 г. Об этом рассказал замруководителя ФТС России Владимир Ивин на XV Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей. Он не уточнил ожидаемый срок появления этого механизма, который уже действует у налоговиков.

Сама дата – 2030 год – повторяет предельный срок из прошлогоднего распоряжения правительства: по нему таможня должна внедрить технологии, позволяющие совершать таможенные операции без участия инспектора. На примере налоговиков механизм работает так: налогоплательщик автоматизированно раскрывает информацию из своей системы инспекции, а та проводит анализ, предлагая корректировки к отчетности.

В случае таможни нужно подтвердить достоверность, подлинность документов при помощи проверки данных, указанных в декларации на товары, соотнесения их с финансовой и налоговой отчетностью, а также изучить бухгалтерские сведения и условия функционирования конкретного бизнеса, поясняет доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Алексеева. По словам Ивина, инспектор «в перспективе все больше будет превращаться в эксперта по отдельным моментам, которые еще не удалось алгоритмизировать <...> будет подсказывать машине, куда идти дальше».

Современные технологии позволяют так выстроить систему взаимодействия между всеми участниками таможенного процесса, чтобы еще до прибытия товара обладать всей информацией о нем, рассуждает Ивин. По его словам, бизнесу не нужно будет контактировать с представителями ведомств по ветеринарному и фитосанитарному контролю, но пока остается вопрос с пограничниками. Минтранс уже подготовил проект изменений в закон о государственной границе. На следующем этапе нужно стремиться к тому, чтобы на выходе из пункта пропуска реализовывалась технология выпуска товара уже в свободное обращение. «Необходимые условия: на товар уполномоченным экономическим оператором подана предварительная декларация, и по ней уплачены платежи», – заключил Ивин.

Сейчас у ФТС есть сеть из 8 электронных таможен и 16 центров электронного декларирования (ЦЭДов), через которые в 2020 г. прошло около 98% всех электронных деклараций. Из 4,9 млн деклараций в прошлом году автоматически зарегистрировано 77%, или около 3,8 млн. Еще 922 000 транзитных деклараций также были зарегистрированы электронно. В итоге среднее время проведения таможенных операций – 76 минут при импорте и 40 минут при экспорте.

При этом основная часть автоматизированных процедур проводится по декларациям с низким уровнем риска. На начало 2021 г. к таковым относились декларации 11 140 организаций (данные ФТС), которые перечислили в бюджет 83% всех таможенных платежей. В категории со средним уровнем риска – 99 000 организаций, с высоким – 8000. «Сейчас более 40% экспортных деклараций выпускается в автоматическом режиме без участия таможенных инспекторов, – отмечает старший преподаватель РЭУ им. Г. В. Плеханова Вероника Жогличева. – Прежде всего это касается деклараций участников низкого уровня риска, которым должны быть предоставлены определенные льготы».

Дальнейшее ускорение процедур возможно только при организации межведомственного взаимодействия, считают эксперты. Однако быстрых изменений ждать не стоит, так как таможне еще только предстоит пройти путь подготовки нормативно-правовых документов и их принятия. В первую очередь в законодательство нужно будет внести раздел по таможенному аудиту, а именно статьи «Субъекты, в отношении которых может быть проведена проверка», «Сроки проведения проверки», «Отчетный период», «Сроки предоставления отчетности в бумажном и электронном виде», а также список и формы документов, по которым будут предоставляться сведения, прописать условия передачи данных между ведомствами, перечисляет Алексеева. По ее оценке, при желании ввести в законодательство и отработать процедуру таможенного мониторинга и аудита возможно в течение полутора лет.

На начальном этапе такие нововведения, скорее всего, обернутся для бизнеса дополнительными расходами. Нужно установить программное обеспечение для агрегирования данных, а также формирования дополнительных отчетов и контроля сроков их сдачи, обучить персонал, рассказывает Алексеева: «Из плюсов компании смогут внедрить процедуры риск-менеджмента ВЭД при проведении экономических и таможенных операций, что позволит их сотрудникам избегать риска привлечения к ответственности за административные и даже уголовные правонарушения».

От внедрения новых процедур может выиграть и бюджет, который станет активнее пополняться за счет выявления даже самых мелких нарушений, замечает Алексеева: это штрафы и пени за подачу недостоверных сведений, не вовремя сданную отчетность и за выявление расхождений в налоговых и таможенных документах при проверке финансовой добросовестности компаний.

Представители ФТС и Минфина не ответили на запросы «Ведомостей».