Россия и США восстановятся одновременно

ОЭСР опубликовала доклад о состоянии мировой экономики
Баланс между товарами и услугами в потреблении должен восстановиться к концу 2021 г./ Евгений Разумный / Ведомости

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 31 мая опубликовала доклад о состоянии мировой экономики и прогноз ее развития до конца 2022 г. В ОЭСР отмечают улучшение экономических показателей в целом по миру, но в разрезе отдельных государств наблюдается неравномерность процесса восстановления, обусловленная продолжающимися вспышками коронавирусной инфекции. Если Китаю и Турции потребовалось меньше года с начала пандемии, чтобы показатель ВВП на душу населения вернулся к докризисному уровню, то США, Южная Корея и Россия достигнут этой отметки после II квартала 2021 г. Испании потребуется на восстановление экономики более трех лет, а Аргентине – не меньше шести.

«Мы с облегчением отмечаем улучшение экономических перспектив, но с сожалением констатируем неравномерность этого процесса. Хотя большинство стран к концу 2022 г. вернутся на уровень до пандемии, этого недостаточно для возвращения всей мировой экономики к тренду роста, намеченному до начала пандемии. Уровень жизни во многих странах ОЭСР к концу 2022 г. не вернется на уровень до пандемии», – заявила главный экономист ОЭСР Лоуренс Бун. Общий рост мировой экономики, по новому прогнозу ОЭСР, в 2021 г. составит 5,8%, а в 2022 г. – 4,4% (в марте организация прогнозировала 5,6 и 4% соответственно). В 2020 г., по данным ОЭСР, мировая экономика сократилась на 3,5%. ВВП России вырастет на 3,5% в 2021 г. и на 2,8% – в 2022 г. (мартовский прогноз – 2,7 и 2,4% соответственно).

На очевидные признаки восстановления мировой экономики указывают и данные ВТО: 28 мая организация опубликовала новое значение своего индекса состояния мировой торговли товарами. Этот показатель отражает общие тенденции в мировой торговле, и в мае 2021 г. он оказался на уровне в 109,7, что почти на 10 пунктов выше базовой линии и указывает на рост торговли. Выше базовой линии оказались все отдельные составляющие индекса, такие как авиаперевозки грузов (111,1), морские контейнерные перевозки (106,7), продукция автомобилестроения (105,5), сельскохозяйственное сырье (105,4), экспортные заказы (114,8) и электронные компоненты (115,2).

В ВТО отмечают, что эти данные соответствуют опубликованным ранее ожиданиям организации относительно роста объема мировой торговли товарами: в 2021 г. он составит 8%, а в 2022 г. – 4%. В 2020 г. этот показатель сократился на 5,3%. «Существенное восстановление объема мировой торговли с середины прошлого года помогло смягчить удар пандемии по населению, бизнесу и экономикам. Для устойчивого восстановления необходимо поддерживать быструю глобальную вакцинацию», – заявляла в конце марта глава ВТО Нгози Оконджо-Ивеала.

В ВТО и ОЭСР с тревогой отмечают, что в развивающиеся и бедные страны поступает недостаточно доз вакцины от COVID-19. По мнению ОЭСР, это создает опасный замкнутый круг: новый удар вируса по экономике таких стран приведет к дальнейшему росту бедности населения и государства, что может негативно сказаться на мерах по борьбе с заболеваемостью. При этом стоимость производства вакцин, тестов и других медицинских товаров для этих стран несоизмеримо мала в сравнении с глобальными экономическими и социальными потерями от поддержания закрытых границ.

В докладе ОЭСР отдельно отмечается риск роста инфляции и недостаточно высокий темп роста зарплат. На потребительские цены оказывают влияние скачок фьючерсных цен на товарно-сырьевых рынках и проблемы с поставками в некоторых секторах производства (в качестве примера приводится глобальный дефицит микропроцессоров, который повлиял на производство автомобилей, компьютеров и бытовой электроники). Однако, как считают эксперты ОЭСР, к концу 2021 г. эти временные сбои должны сойти на нет, а баланс между товарами и услугами в потреблении должен восстановиться. Организация призывает участников мировых финансовых рынков к бдительности относительно временного характера изменений цен. В противном случае миру грозит рост процентных ставок и волатильности на рынках.