Минфину поручено определить проекты с низкой вероятностью исполнения
Расходы на них могут быть оптимизированыПравительство планирует оптимизировать расходы бюджета на 2022–2024 гг. – профильным ведомствам поручено определить самые слабые с точки зрения реализации проекты, следует из списка поручений, сформированного по итогам обсуждения на бюджетной комиссии 1 июля. Протокол совещания в правительстве, подписанный вице-премьером Дмитрием Григоренко, есть у «Ведомостей».
В частности, Минфин должен выявить расходы, наиболее подверженные риску неисполнения в 2021 г., с целью их дальнейшей оптимизации. Кроме этого ведомству совместно с Минэкономразвития поручено предложить приоритетные направления бюджетных трат и возможности для сокращения госпрограмм с учетом эффективности их реализации в 2020 г. и первой половине 2021 г. Высвобождение средств с неэффективных проектов может потребоваться в том числе на дополнительные расходы бюджета в следующие три года. Речь идет об инициативах социально-экономического развития на 4,6 трлн руб. до 2024 г., которые представил 19 июля премьер-министр Михаил Мишустин (700 млрд должны пойти из бюджета и ФНБ), мерах из послания президента Федеральному собранию (министр финансов Антон Силуанов оценил их в 400 млрд руб. на 2021–2022 гг.) и др.
Недостаточное исполнение расходов бюджета – одна из ключевых проблем, из-за которой предыдущий состав правительства подвергался критике. Например, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко называла «полным безобразием» низкое исполнение расходов на национальные проекты в 2019 г. А председатель Счетной палаты Алексей Кудрин в 2020 г. упрекнул кабинет министров за непотраченную сумму в 1,1 трлн. По его мнению, разумная сумма неизрасходованных средств для переноса на следующий год не должна превышать 200–300 млрд руб. Исполнение расходов в 2019 г. оказалось минимальным за 11 лет. В 2020 г. исполнение расходов составило 22,8 трлн руб., или 95,7% к сводной бюджетной росписи. Но в прошлом году правительство резко нарастило траты на антикризисную программу и борьбу с коронавирусом – общий объем программы превышал 4 трлн руб. По сравнению с общим объемом изначально утвержденных расходов исполнение составило 116,1%. Уровень исполнения за первую половину 2021 г. составил 51% (использовано более 11 трлн руб.).
В разрезе национальных проектов расходы федерального бюджета традиционно хуже всего исполняются по направлению «Цифровая экономика». В 2019 г. этот нацпроект был исполнен на 74%, в 2020 г. – на 97% (несмотря на сравнительно высокий уровень, этот показатель стал третьим наихудшим среди 11 нацпроектов), за январь – июнь 2021 г. – на 13,6%.
Министр экономического развития Максим Решетников ранее объявлял о реформировании подходов к управлению и формированию госпрограмм (значительная их часть входит в состав нацпроектов). По его словам, текущие программы излишне формализованы и не отвечают на вопрос, как будут достигаться те или иные национальные цели. Изменение подхода, говорил министр, неминуемо должно будет привести к оптимизации расходов в составе госпрограмм.
Представители Минфина и Минэкономразвития не ответили на запрос «Ведомостей».
Во всех крупных направлениях расходов есть отдельные статьи, которые традиционно исполняются на низком уровне или не исполняются вовсе, отметила руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Осмоловская-Суслина. Инвентаризация таких трат позволит понять, на какие проекты запланировано больше средств, чем требуется. Тогда этими деньгами можно будет расширить другие направления, которым оперативно нужны дополнительные деньги. Это особенно важно в период коронакризиса: нет определенности, будут ли и когда четвертая и пятая волны пандемии, придется ли, например, повышать зарплаты медикам, предположила эксперт.
Формирование «списка» неэффективных расходов даст ответственным за их реализацию ведомствам понять, что они могут лишиться этих ресурсов, если не будут их использовать, добавил директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. По его словам, значительная часть средств, запланированных в бюджете, вовсе не доходит до назначения. Так чаще всего происходит из-за запаздывающего финансирования, заключения контрактов в рамках национальных проектов и других отдельных направлений. Кроме этого зачастую средства выделяются, но бюджетополучатели не могут своевременно организовать их распределение.