Помощник президента Орешкин назвал три урока коронакризиса
По его словам, стандартные клише экономической политики перестали работатьКризис, вызванный пандемией коронавируса, который, на самом деле, еще продолжается, был нестандартным: стандартные клише экономической политики из старых учебников перестали работать, заявил помощник президента России Максим Орешкин в ходе пленарной сессии на Московском финансовом форуме. По его словам, из этого кризиса следует извлечь три макроэкономических урока, чтобы в дальнейшем меньше совершать ошибок.
Первый – это понимание того, что ответ макроэкономической политики на кризис должен быть соразмерен масштабу экономических проблем. «Если у вас самая глубокая рецессия со Второй мировой войны, то и ответ должен быть по размеру», – отметил Орешкин. Здесь Россия, по его словам, как раз нашла оптимальный объем и размеры стимула, что позволило восстановить экономику чуть больше чем за год. «А вот, например, США, которые имеют дефицит бюджета 15% ВВП, я думаю, когда [министр финансов] Антон Германович Силуанов такие цифры слышит, ему страшно становится, что такой дефицит ежегодно. Но США, на мой взгляд, переборщили с размером стимула», – добавил помощник президента. По его оценке, именно это стало результатом глобальной волны инфляции.
Второй – это понимание того, что инструментами макроэкономической политики, инструментом управления совокупным спросом в разных ситуациях нужно действовать по-разному, сказал Орешкин: «Отсюда как раз история с монетизацией и активное использование бюджетных каналов по стимулированию, потому что денежно-кредитная политика в такие кризисы за короткий промежуток времени не может дать быстрого эффекта на совокупный спрос». Активное подключение бюджетных стимулов через поддержку кредитования и прямых выплат гражданам – это то, что позволяло в этот кризис достигать максимальных эффектов. По словам помощника президента, российскую экономику вытянули программы по льготной ипотеке и прямые выплаты гражданам и бизнесу, решение о которых президент принял в прошлом году, «по поводу чего были довольно ужесточенные дискуссии».
Третий – это анализ изменения структуры спроса, что во многом будет определять темпы восстановления экономики. «Тут, в отличие от первых двух пунктов, к России есть определенные вопросы. И, возможно, в ближайшие месяцы и кварталы нужно это подкорректировать», – добавил он. По его словам, проблема в том, что из элементов спроса, который активно растет, – это тот спрос, который финансируется потребительским кредитованием. «За пандемический год пузырь у нас схлопнулся. И сейчас только за август было выдано 647 млрд руб. потребительских кредитов – эта сумма больше, чем все выплаты пенсионерам и школьникам вместе взятые», – подчеркнул помощник президента. Это меняет структуру спроса в экономике, уводит ее от инвестиционного направления к потребительскому, концентрирует его на тех, кто берет кредиты.
В целом ситуация дала понять, что универсальных ответов не существует, резюмировал помощник президента. По его словам, важно «правильно поставить диагноз» и понимать, как работает механизм экономики, – это позволит принимать правильные решения в макроэкономической политике.
Ранее глава Минэкономразвития Максим Решетников заявил, что экономика России в июне 2021 г. превысила доковидный уровень, зафиксированный в IV квартале 2019 г. По оценке Минэкономразвития, рост ВВП России в июле составил 4,7% в годовом выражении (к июлю 2019 г. прирост составил 0,4%).