Эксперты призвали не строить иллюзий относительно окончания пандемии в 2022 году

Согласно заключению вузов на бюджет, Минфин поторопился отказаться от антикризисной политики
В 2021 г. фактические расходы федерального бюджета на здравоохранение, по оценкам, превысят план в 177,5 млрд руб. / Артур Лебедев / РИА Новости

Проект бюджета на 2022–2024 гг. в значительной степени основан на ожиданиях окончания или, по крайней мере, выхода в финальную стадию пандемии коронавируса, следует из заключения на документ ведущих российских вузов («Ведомости» с ним ознакомились). В частности, анализ динамики и структуры расходов на поддержку экономики свидетельствует об отказе начиная с 2022 г. от финансирования мер поддержки экономики, связанных с пандемией коронавируса, пишут эксперты НИУ ВШЭ.

Расходы на раздел «Национальная экономика» относительно ВВП в следующем году сократятся на 0,3 п. п. – с 2,9% в 2021 г. до 2,6% в 2022 г. Аналогичный уровень был зафиксирован в допандемийном 2019 году, констатируют в НИУ ВШЭ. По отношению к общему объему расходов федерального бюджета траты на поддержку экономики также упадут, обращают внимание эксперты. В частности, с 15,4% в 2021 г. до 14,6% в 2022 г., отмечают в ВШЭ.

«Приходится отметить, что законопроект предполагает преодоление пандемии и ее основных последствий в этом году», – подчеркивают аналитики. Планируемый объем расходов бюджета способен обеспечить прогнозируемый экономический рост более чем в 3% только при условии радикального оживления инициативы частного бизнеса, отмечают в ВШЭ. В связи с этим приходится вновь отметить необходимость увязки бюджетных проектировок с мерами по повышению качества институтов российской экономики, резюмируют в институте.

Аналогичное мнение представлено и в заключении на проект бюджета, подготовленном экспертами РАНХиГС. В нем, впрочем, подчеркивается слабый учет рисков от продолжения пандемии для доходной составляющей федерального бюджета. Подход к расчетам по структуре поступлений в бюджет не учитывает распространения новых штаммов коронавируса и повторного введения ограничительных мер, полагают аналитики РАНХиГС. В их отчете говорится, что завершение адаптации медицинских организаций к работе в условиях пандемии и начало массовой вакцинации позволяют рассчитывать на снижение потребности системы [здравоохранения] в экстренном финансировании. Но вместе с этим риск возникновения непредвиденных расходов сохраняется, солидарны аналитики РАНХиГС с мнением ВШЭ.

В 2021 г. фактические расходы федерального бюджета на здравоохранение, по оценкам, превысят план в 177,5 млрд руб. (+15,8%), из них разовые расходы на предотвращение последствий COVID-19 составили 27,7 млрд руб. (+2,5%). Соответствующие резервы на 2022 г. и последующие два года законопроектом не предусмотрены, что может привести к задержкам реализации ответных мер в случае новых вспышек инфекции, резюмируют эксперты РАНХиГС.

Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей». Впрочем, ведомство традиционно не комментирует экспертные заключения на проект бюджета. Министр финансов Антон Силуанов, выступая на заседании комитета Госдумы по бюджету, отмечал, что «пандемия, к сожалению, никуда не девается». Он добавил, что в бюджете предусмотрены необходимые ресурсы для поддержки врачей, системы здравоохранения и граждан. Он отметил, что в фонде правительства на финансирование мероприятий по борьбе с коронавирусной инфекцией зарезервировано 200 млрд руб. «Мы не знаем, как она будет развиваться дальше, надеемся, что будет уменьшаться количество заболеваний, но тем не менее такой резерв мы сформировали», – констатировал министр.

Бюджет на следующий год сверстан с профицитом в 1,4 трлн руб. Доходы ожидались на уровне 25 трлн руб. Расходы планируются на уровне 23,7 трлн.

Резервы есть

С утверждением вузов сложно не согласиться, отметила вице-президент ЦСР Диана Каплинская. Объем расходов по разделу «Национальная экономика» на 2022 г. запланирован в объеме 3,46 трлн руб., что даже в абсолютном выражении меньше, чем в 2020 г. (3,48 трлн) и в 2021 г. (3,61 трлн руб.). Максимальный уровень расходов на поддержку национальной экономики достигался в кризисном 2009 году (4,3% ВВП), в период введения международных экономических санкций в 2014 г. (3,9% ВВП) и, конечно, в пандемийном 2020 году (3,3% ВВП), напомнила Каплинская.

Подход к планированию федерального бюджета был принят в ожидании того, что кризис, вызванный пандемией коронавирусной инфекции, в основном завершен, отметила эксперт. На 2022–2024 гг. запланирован возврат к прежним, доковидным бюджетным правилам, которые ограничивают максимальный объем расходов. До недавнего времени такой подход был вполне обоснован – уже в конце 2020 г. стал очевиден тренд на восстановление, столь ярко проявляющийся по ходу 2021 г. (официальный прогноз по росту ВВП – 4,2%), отметила она. Но в последние несколько недель появились сомнения в радужности перспектив: статистика заболеваемости может вынудить правительство поменять принятую при планировании федерального бюджета стратегию, резюмировала Каплинская.

Ряд мер, которые были частью антиковидного пакета, стали структурными и в действительности остаются частью бюджетной конструкции – например, снижение социальных взносов для МСП, не согласен с экспертами вузов старший экономист «ВТБ капитала» по России и СНГ Александр Исаков.

Кроме того, добавил он, практика бюджетного процесса показывает его гибкость и способность отвечать на отклонения от прогнозов. Например, бюджет, сверстанный в 2019 г., не основывался на предположении о предстоящей пандемии, но, когда ситуация изменилась, ресурсы были оперативно найдены, в условиях сравнительно небольших шоков стандартным ответом стал резервный фонд правительства, пояснил он. И, наконец, на более длинном горизонте роль бюджетного запаса исполняют так называемые условно утвержденные расходы – специальный элемент бюджетной конструкции – по сути, «спящие» траты, которые становятся реальными лишь при наступлении определенных условий, продолжил Исаков. На 2023 и 2024 гг. они составляют соответственно 600 млн и 1,3 трлн руб. – эти средства могут быть использованы на фондирование не предусмотренных ранее расходов, резюмировал экономист.

Механизмы адаптации к кризису уже отработаны – тот же резервный фонд правительства, согласилась Каплинская. В случае возникновения потребности в дополнительной поддержке бюджетная политика может быть оперативно пересмотрена. Таким же образом были недавно запущены новые программы помощи бизнесу из пострадавших от эпидемии отраслей, напомнила Каплинская.