Минфин предложил нефтяникам новые льготы

В обмен на это компании должны нарастить добычу и доходы бюджета за пять лет
Vasily Fedosenko / Reuters

Минфин определился с корректировками режима налога на дополнительный доход (НДД) для нефтегазовой отрасли. Планируемые изменения в этот, по сути, преференциальный формат налогообложения определенных месторождений в пятницу, 29 октября, представил замминистра финансов Алексей Сазанов на закрытом заседании специальной рабочей группы при Госдуме по налогообложению нефтяной отрасли. Позиция ведомства сформулирована в письме Сазанова председателю комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрею Макарову (есть у «Ведомостей»). Минфин распространил документ между участниками рабочей группы перед заседанием.

Согласно письму Сазанова, ведомство готово включить в режим дополнительный пул месторождений в Западной Сибири (третьей и четвертой групп, всего их пять, согласно нынешним параметрам режима, подробнее о том, как устроена система сбора налога для каждой из них, – см. во врезе) при условии, что они соответствуют определенным критериям.

Во-первых, так называемый базовый профиль добычи нефти – т. е. объем, который компания собирается извлекать после вывода участка на проектную мощность, – должен быть не ниже показателя, утвержденного Роснедрами в последней проектной документации. Иными словами, Минфин требует, чтобы компания добывала не меньше нефти, чем изначально планировала, когда подавала последнюю заявку на разработку месторождения. Таким образом будет достигаться главная цель введения режима НДД, пояснил «Ведомостям» один из участников обсуждения, – рост объемов добычи нефти.

72 участка

могут стать кандидатами на перевод на НДД

Второй критерий – положительный суммарный бюджетный эффект на пятилетнем горизонте и далее. Компании должны представить в Минфин финансовые модели, где потоки обязательных платежей после перевода месторождений на НДД должны быть не ниже той суммы, которую получает бюджет при налогообложении скважин в действующем режиме, уточнил другой собеседник «Ведомостей», также входящий в рабочую группу. Поскольку удельная нагрузка на каждый извлеченный баррель в рамках НДД ниже, чем по общим правилам, по сути, компании должны взять на себя обязательство нарастить добычу до того уровня, при котором бюджет не будет терять деньги от предоставления льгот, пояснил источник.

Третий критерий – порог по выработанности месторождений, претендующих на включение в НДД. Для третьей группы выработанность должна быть не ниже 50%, а для четвертой – не выше 1%.

Минфин при этом готов рассматривать просьбы на включение месторождения в НДД лишь в пределах определенной квоты, следует из письма Сазанова.

Для месторождений третьей группы в качестве ограничения выступает объем добычи – он должен быть не более 15 млн тонн в год. То есть в общей сложности все компании могут подать заявки на извлечение нефти в размере, не превышающем эту планку. По сути, участникам рынка предлагается распределить квоту самостоятельно – примерно в соответствии с вкладом каждой компании в соглашение ОПЕК+.

Для месторождений четвертой группы Минфин предусмотрел другой вид ограничений. Размер квоты для этих участков привязан к запасам. Их общая на отрасль сумма не должна быть выше 300 млн тонн. По словам участника рабочей группы, исходя из этого критерия, добыча еще около 15 млн тонн в год может быть льготирована, судя по предварительным расчетам Минфина.

Представитель Минфина подтвердил «Ведомостям» предложение отрасли этих критериев. По его словам, ведомство согласилось расширить режим НДД только при условии выигрыша для бюджета. Это было принципиально важным при анализе представленных в Минфин моделей. Ведомство обязательно будет мониторить, как компании исполняют свои обязательства, заявленные при переводе на НДД. Всего компании представили в Минфин пакеты документов по 72 лицензионным участкам, которые могли бы стать кандидатами на перевод на НДД.

Представитель Минэнерго сказал «Ведомостям», что 29 октября была озвучена общая позиция обоих ведомств. Он добавил, что реализация этих предложений позволит нарастить добычу и увеличить собираемость налогов.

Выгодно всем

Критерии, предложенные Минфином, говорят сами за себя, полагает партнер EY Марина Белякова. Первый обеспечивает качество входной информации, так как на практике профиль добычи, на который опираются компании, может не совпадать с официально утвержденным. Второе условие, по сути, вводит кумулятивный положительный эффект для бюджета за пять лет, при этом в первые несколько лет могут быть выпадающие доходы, отметила она. Важно, как этот эффект будет описан в кодексе, но в целом замысел ясен – с учетом того, что риски все равно сохранятся, предусмотрены квоты, которые ограничивают льготируемую добычу, резюмировала Белякова.

Что такое НДД

Режим НДД заработал с 2019 г. для четырех групп участков. Первая и вторая в основном включают месторождения в Восточной Сибири и на Каспии, третья – зрелые месторождения Западной Сибири, четвертая – новые месторождения этого же региона. Впоследствии появилась пятая группа в рамках «арктических преференций». В отличие от НДПИ новый налог взимается с финансового результата – с дохода от продаж сырья за вычетом расходов на добычу и логистику. Ставка НДД – 50%. Налог был введен для того, чтобы стимулировать компании добывать нефть на выработанных месторождениях, а также инвестировать в разработку новых скважин. Но перевод месторождения на режим НДД не означает автоматическую отмену НДПИ по этим участкам недр. Фактически компания одновременно платит оба налога, но ставка НДПИ существенно понижается – в среднем на 40%. По ряду месторождений рентабельность оказывается выше, если применять режим НДД, чем если просто платить НДПИ по полной ставке.

Сложилась ситуация, когда расширение НДД нужно решительно всем вовлеченным сторонам, уверен партнер налоговой практики PwC в России Андрей Солдатенко. Минфину нужно гарантировать стабильность налоговых поступлений, добывающим компаниям требуется поддерживать целевой уровень рентабельности, а отрасль в целом не потеряет долю на мировом рынке, пояснил эксперт. «Речь не идет о том, чтобы давать новые льготы для месторождений, рентабельных в действующих налоговых условиях. Задача – найти возможности простимулировать разработку новых и действующих месторождений, которые сейчас нерентабельны. И при этом соблюсти баланс интересов нефтяных компаний и консолидированного бюджета», – пояснила «Ведомостям» руководитель рабочей группы, заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Государственной думы Ольга Ануфриева.

Основные задачи рабочей группы – донастроить режим НДД и расширить его применение, убрать технические нестыковки, которые были выявлены за два года действия режима, отмечает партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в СНГ Михаил Орлов. Необходимо определить такие параметры для включения в периметр НДД новых участков, чтобы, с одной стороны, стимулировать добычу, с другой – не спровоцировать потери бюджета, подчеркнул Орлов. Представители «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти», «Татнефти», «Сургутнефтегаза», «Русснефти» не ответили на запрос «Ведомостей». Генеральный директор «Ассонефти» (объединяет независимые нефтедобывающие компании) Елена Корзун сообщила «Ведомостям», что в настоящее время на территориях, в которых режим НДД может быть расширен, добывает нефть небольшое количество независимых нефтяных компаний, причем ни одна из них не использует НДД. По ее словам, в ассоциации рассчитывают на меры поддержки разработки малых месторождений и месторождений, на которых возможно применение новых технологий добычи.-

Режим НДД заработал с 2019 г. для четырех групп участков. Первая и вторая в основном включают месторождения в Восточной Сибири и на Каспии, третья – зрелые месторождения Западной Сибири, четвертая – новые месторождения этого же региона. Впоследствии появилась пятая группа в рамках «арктических преференций». В отличие от НДПИ новый налог взимается с финансового результата – с дохода от продаж сырья за вычетом расходов на добычу и логистику. Ставка НДД – 50%. Налог был введен для того, чтобы стимулировать компании добывать нефть на выработанных месторождениях, а также инвестировать в разработку новых скважин. Но перевод месторождения на режим НДД не означает автоматическую отмену НДПИ по этим участкам недр. Фактически компания одновременно платит оба налога, но ставка НДПИ существенно понижается – в среднем на 40%. По ряду месторождений рентабельность оказывается выше, если применять режим НДД, чем если просто платить НДПИ по полной ставке.