Переход к электромобилям в Европе приведет к полной потере 275 000 рабочих мест

В России подобного ждать не стоит
Сейчас сектор автомобилестроения обеспечивает более 5% общей занятости в обрабатывающей промышленности в 13 странах / Hendrik Schmidt / Picture alliance via Getty Images

Более 501 000 рабочих мест в Евросоюзе могут исчезнуть из-за планов по запрету продаж новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) к 2035 г. на территории сообщества. Из них 395 000 рабочих мест, т. е. подавляющее большинство от общего числа сокращаемых, исчезнут при форсированном переходе к электромобилям гораздо раньше, уже к 2030 г. Об этом сообщает Европейская ассоциация поставщиков автозапчастей (Clepa, объединяет 3000 компаний), заказавшая соответствующий прогноз у международной консалтинговой компании PwC.

В исследовании говорится, что параллельно в индустрии по производству компонентов для электромобилей в Евросоюзе будет создано 226 000 новых рабочих мест. Таким образом, реально потеряют работу 275 000 человек из европейских отраслей, связанных с автопромом. Прогноз по рынку труда в результате перехода ЕС на электромобили и отказа от производства транспортных средств с ДВС предполагает три сценария. Первый – текущий подход, одобренный органами ЕС, второй, более радикальный, – предложенный в пакете Fit for 55 (программа, предусматривающая сокращение выбросов парниковых газов на 55% к 2030 г. странами Евросоюза. – «Ведомости») и, наконец, сценарий наиболее радикального наращивания доли электромобилей и их использования. Все три сценария предполагают ускоренную электрификацию для достижения климатических целей с долями электромобилей на рынке новых авто к 2030 г. более 50% при текущем подходе, почти 80% – в пакете Fit for 55 или, в последнем сценарии, близкую к 100%.

Сейчас, отмечается в исследовании, сектор автомобилестроения обеспечивает более 5% общей занятости в обрабатывающей промышленности в 13 странах – членах ЕС. Более 60% этих рабочих наняты непосредственно производителями автомобилей. «Хотя электрификация ставит под угрозу занятость в европейской индустрии производства двигателей, в будущем потребуются другие навыки персонала в таких областях, как программное обеспечение или инфраструктура. Будущая добавленная стоимость и создание рабочих мест в индустрии двигателей [которые должны прийти на смену ДВС] зависят от локализации производства аккумуляторов в Европе», – цитируются в исследовании слова Хеннинга Реннерта, партнера PwC Strategy & Germany.

Генсек Clepa Сигрид де Фрис отметила, что переход на электромобили несет серьезные социальные риски в Евросоюзе. «Производители автомобилей несут ответственность за большую часть рабочих мест в автопромышленности. Крайне важно, чтобы мы вместе с производителями автомобилей ставили рабочие места в центр внимания при управлении социальными и экономическими последствиями [климатических] преобразований», – цитирует исследование заявление Де Фрис.

В России планы перехода к электромобилям значительно менее амбициозные, чем в ЕС. Правительство России в августе этого года утвердило концепцию по развитию электротранспорта до 2030 г. К концу 2024 г. планируется выпустить не менее 25 000 электромобилей и запустить в работу 9400 зарядных станций. К 2030 г. каждый десятый выпускаемый автомобиль должен быть электрическим, а число электрозаправок вырастет минимум до 72 000. Общий бюджет концепции оценивается в 591 млрд руб. до 2030 г., из них более 80% – внебюджетные источники.

Факт того, что концепция принята правительством, совершенно не означает, что именно так и будет, говорит консультант по автомобильной промышленности Сергей Бургазлиев. Должна быть еще составлена отраслевая стратегия, а также ее план реализации, что может занять еще год-полтора. Пока в России нет компетенций для самостоятельного производства электромобилей, продолжает эксперт. А собрать электрокар из иностранных комплектующих на заводе в России, конечно, намного проще, чем традиционный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).

Размер европейского рынка 27 стран – это более 20 млн автомобилей, продолжает Бургазлиев, и поэтому обозначенная потеря рабочих мест будет для европейцев ощутима. В России же, даже если на основании принятой концепции будут составлены отраслевые планы и выделены средства в рамках госпрограмм, объемы производства электромобилей будут крайне небольшими, особенно на первых порах. Это несколько тысяч машин в год, которые еще не ясно, кто будет выпускать. Поэтому если российского автопрома и коснется сокращение из-за электрификации, то точно не в ближайшие пять лет, заключает эксперт.