В ЦСР предложили ввести стимулы для инвестиций в снижение выбросов CO2

Населению могут быть предоставлены вычеты из НДФЛ за установку солнечных панелей на домах
Один из наиболее эффективных элементов энергоперехода – это оснащение зданий установками возобновляемой энергии, полагают в ЦСР/ Евгений Разумный / Ведомости

Приток инвестиций в снижение выбросов парниковых газов в России можно ускорить с помощью системы кнута и пряника – эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) в исследовании «Налоговые стимулы низкоуглеродного развития» сформировали комплекс изъятий и льгот для бизнеса. «Ведомости» ознакомились с документом, руководитель направления «Налоговая политика» центра и автор исследования Левон Айрапетян заявил, что он направлен в Минэк, Минфин и Минэнерго.

Эксперты полагают, что эффективной мерой в России было бы введение инвестиционного налогового вычета или амортизационной премии по налогу на прибыль за внедрение низко- и безуглеродных технологий и за использование вторичных энергетических ресурсов (ВЭР) в производстве товаров. Например, в области развития и распространения технологий улавливания, захоронения и дальнейшего использования парниковых газов на данный момент в России предоставляются налоговые стимулы в части разработки технологий, напоминают эксперты. При этом справедливо было бы простимулировать и следующий этап – внедрение таких методов производства на практике.

Кроме этого один из наиболее эффективных элементов энергоперехода – это оснащение зданий установками возобновляемой энергии, полагают в ЦСР. Для того чтобы ускорить этот процесс, нужно также ввести стимулы, причем не только для бизнеса, но и для населения. Например, вычет из НДФЛ, из налога на прибыль, субсидии и иные формы адресной финансовой поддержки.

Для более широкого использования вторичных ресурсов в качестве сырья для производства ЦСР предлагает расширить на все регионы вычет по налогу на прибыль для организаций, перерабатывающих отходы, а также распространить его на тех, кто использует продукты переработки в производстве.

Источником финансирования могут быть в том числе бюджетные поступления от введения «жестких мер» регулирования, например квотирование выбросов, углеродный налог.

Представитель Минэкономразвития подтвердил факт получения экспертных предложений по развитию климатического регулирования в России. По его словам, в правительстве сейчас обсуждаются различные варианты стимуляции бизнеса к сокращению углеродного следа в рамках подготовки плана реализации Стратегии низкоуглеродного развития. Представители Минфина и Минэнерго не ответили на запрос «Ведомостей».

За рубежом большинство льгот поставлено в зависимость от инвестиций в зеленые активы, поскольку капвложения требуются не только от бизнеса, но и от населения, отмечают эксперты центра. Например, в Нидерландах налоговые льготы предоставляются при условии приобретения и внедрения конкретных технологий, список которых установлен в законодательно утвержденных перечнях. В результате это приводит к тому, что налоговые льготы одновременно поддерживают множество направлений климатической повестки, говорится в исследовании. В США и ЮАР объем выгоды налогоплательщика от льготы прямо пропорционален объему улавливаемого и секвестрируемого оксида углерода и количеству киловатт-часов сэкономленной энергии – это позволяет поощрять наиболее результативные проекты, подчеркивают в ЦСР.

Летом в России был принят закон о снижении выбросов парниковых газов, который подразумевает введение углеродной отчетности для компаний и реализацию климатических проектов для достижения углеродной нейтральности. Власти планируют к концу первого полугодия 2022 г. начать торговлю углеродными единицами, которая станет возможна после запуска эксперимента по снижению выбросов на Сахалине и подготовки соответствующей регуляторной базы.

Нужна прозрачность

Введение инвестиционного налогового вычета на низко- и безуглеродные технологии, применение которого было бы зафиксировано в Налоговом кодексе и не зависело от регионального законодательства, представляется наиболее эффективной мерой стимулирования, считает директор департамента налогов и права «Делойт» в СНГ Эмиль Бабуров. Другим рабочим способом стимулирования таких инвестиций, по его словам, была бы компенсация затрат через различного рода субсидии.

Предлагаемые меры поддержки целесообразны и могут быть эффективны при условии формирования четкого и прозрачного порядка их получения, отмечает директор Центра отраслевых исследований и консалтинга Финансового университета Ирина Золотова. Действующее законодательство в текущий момент напрямую не поддерживает использование вторичных ресурсов как элемента перехода на цикличную экономику, а это было бы крайне уместно в контексте задачи по снижению углеродоемкости национальной экономики, говорит она. Кроме того, нужно устанавливать обязательства по использованию вторичных ресурсов на уровне потребителей, считает Золотова. По оценкам Финуниверситета, использование 1 т отходов от сжигания угля на электростанциях в производстве стройматериалов сокращает выбросы СО2 также на 1 т.

Любые льготы – это расходы бюджета, которые должны компенсироваться поступлениями, отмечает партнер КПМГ Виктория Тургенева. Но и выпадающие доходы могут возникнуть не только от введения налоговых льгот, но и в результате снижения конкурентоспособности продукции. Поэтому, по ее словам, нужно не только прогнозировать выпадающие доходы от конкретных налоговых льгот, но и выстраивать отраслевые стратегии в соответствии с траекторией развития. Введение жестких мер регулирования вряд ли может быть эффективно в России: даже европейские страны в одночасье не вводили жесткое регулирование, нужно время, чтобы адаптироваться к новым требованиям, резюмировала Тургенева.