Россия намерена резко увеличить поставки угля в Китай

Потенциал роста экспорта может достигать 50 млн т в год при хорошем рынке
Рост зависимости китайской металлургии от нашего сырья не несет стратегических рисков для КНР/ Андрей Гордеев / Ведомости

Россия ведет переговоры об увеличении поставок угля в Китай, заявил замминистра энергетики РФ Петр Бобылев 26 января в ходе заседания комитета Госдумы по энергетике. Он не уточнил объем возможного увеличения поставок, но напомнил, что в 2021 г. Россия подписала меморандум об увеличении поставок угля в Индию на ближайшие 10 лет с 6 млн до 40 млн т в год. «Подобные переговоры идут с коллегами из Китая», – сказал Бобылев. Представитель Минэнерго не уточнил «Ведомостям», о каком объеме поставок в КНР может идти речь.

По словам Бобылева, общий экспорт российского угля в 2021 г. составил порядка 227 млн т, а добыча – 438–439 млн т.

Исходя из данных ФТС, Китай уже является крупнейшим покупателем российского угля. На его долю пришлось почти 18% экспортных поставок в 2020 г., или 37,7 млн т. По последним данным Минэнерго РФ, в первом полугодии 2021 г. экспорт российского угля в Китай увеличился на 49% до 24,15 млн т.

Российские угледобытчики готовы наращивать поставки в Китай. «Эльгауголь» в 2021 г. поставила в КНР более 8,5 млн т, что более чем в 3 раза превышает показатель 2020 г., сообщил «Ведомостям» представитель компании. План отгрузки на 2022 г. – 16–18 млн т. Собеседник добавил, что сотрудничество со странами АТР – стратегическое направление для «Эльгаугля», компания рассматривает регион как «перспективный и надежный рынок сбыта».

«Колмар» ранее сообщал, что планирует увеличить добычу угля к 2023 г. вдвое до 24 млн т в год. За счет этого поставки в Китай могут вырасти также почти вдвое – до 9 млн т угольного концентрата, говорила «Ведомостям» председатель совета директоров «Колмара» Анна Цивилева. Она поясняла, что компания планирует заключить новые контракты на поставки в КНР. В 2021 г. компания планировала экспортировать в Китай порядка 5 млн т.

«Сибантрацит» в марте 2021 г. подписал с китайской Baosteel Resources (дочерняя структура China Baowu Steel Group) соглашение о стратегическом партнерстве, предполагающее увеличение поставок коксующегося угля и антрацита. Представитель «Сибантрацита» заявил, что компания планирует рост экспорта на ключевой рынок Китая. В 2021 г. поставки «Сибантрацита» в КНР выросли на 18% до 8,4 млн т, в 2022 г. экспорт вырастет более чем на 30% и превысит 11 млн т, поясняет собеседник.

Представитель СУЭК, крупнейшей российской угольной компании, сообщил «Ведомостям», что в 2021 г. объем продаж угля компании в Китай вырос на 20% до 7,58 млн т. Основной рост пришелся на морские поставки, в то время как объем экспорта через сухопутные погранпереходы снизился более чем в 3 раза относительно 2020 г. до 230 000 т из-за ограничений со стороны КНР. Компания видит возможность увеличения поставок в Китай через железнодорожные погранпереходы до 2–2,5 млн т в год, пояснил собеседник.

О планах поставлять уголь на рынок АТР, в том числе в Китай, сообщала компания «Северная звезда», которая реализует новый проект по разработке Сырадасайского месторождения на Таймыре.

Китай заинтересован прежде всего в импорте качественного коксующегося угля, поскольку сталкивается с его дефицитом, в том числе из-за торговых разногласий с Австралией, отмечает начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. С ним соглашается управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Он добавляет, что морские коммуникации Китая уязвимы перед действиями флотов его стратегических противников. Россия же традиционно занимает конструктивную позицию и рост зависимости китайской металлургии от нашего сырья не несет стратегических рисков для КНР, продолжает он. Существенного роста спроса на коксующийся уголь в Китае не ожидается, но ужесточение правил по его добыче будет увеличивать потребности в импорте, добавляет эксперт.

По оценке Красноженова, сейчас КНР лишь на 5% зависит от импорта энергетического угля.

Возможность существенного роста поставок в Китай во многом зависит от расширения инфраструктуры Восточного полигона РЖД (БАМ и Транссиб). Суммарная провозная способность Восточного полигона, по данным Минтранса, в 2020 г. составляла 144 млн т, из которых на уголь приходилось около 122 млн т. В рамках второго этапа реконструкции Восточного полигона РЖД планирует вложить 720 млрд руб., что обеспечит увеличение пропускной способности до 180 млн т в 2024 г. Модернизация Восточного полигона обеспечит рост пропускной способности на 30–40 млн т, но она займет от четырех до семи лет, отмечает Гришунин.

Представитель «Эльгаугля» сказал «Ведомостям», что сейчас инфраструктура РЖД и порты не ограничивают возможности компании по отправке продукции. Представитель СУЭК также не видит инфраструктурных ограничений со стороны РЖД для увеличения сухопутных поставок угля в Китай. Но для этого необходимо снятие административных барьеров с китайской стороны, отмечает он. Ощущается острая необходимость в увеличении провозных способностей в направлении портов Дальнего Востока, в развитии Восточного полигона, заметил представитель «Сибантрацита».

По оценке Красноженова, сейчас через железнодорожные погранпереходы с Китаем осуществляется около 15% поставок. Остальной объем поставлялся по морю через порты Дальнего Востока. Проблемы с прохождением груза через погранпереходы с Китаем в 2021 г. были связаны с карантинными мерами китайских таможенных властей, поясняет аналитик. В случае удачной конъюнктуры рынка общий потенциал роста российских поставок угля в Китай составляет более 50 млн т в год, считает Гришунин.