Как потребительские цены в России изменились для разных групп населения

«Ведомости» изучили данные Росстата по инфляции за 2021 год
Средний класс столкнулся с наибольшим количеством экономических проблем во время пандемии/ Максим Стулов / Ведомости

Общий для всего населения рост потребительских цен в России по итогам 2021 г. составил 8,4% – это максимум с 2015 г. (тогда он приблизился к 13%), следует из данных Росстата. Продовольственные товары подорожали в среднем на 10,6%, непродовольственные – на 8,6%, услуги – на 5%. «Ведомости» изучили данные Росстата для разных групп населения.

Как считали

Росстат проводит оценку роста потребительских цен по децильным группам – т. е. ранжирует домохозяйства по уровню располагаемых ресурсов (доходов) по 10%-ным группам. 1-я децильная группа – это 10% наименее обеспеченных граждан, 10-я – соответственно 10% наиболее обеспеченных.
Для каждой децильной группы формируется своя структура потребительских расходов – это один и тот же набор товаров и услуг, но разные структурные веса. Например, для наименее обеспеченных россиян (1-й группы) вес продуктов составляет около 50%, для состоятельных граждан (10-й группы) это 27%. В набор продовольственных товаров для расчета инфляции входит 129 позиций: это как отдельные продукты и напитки, так и, например, ужин в ресторане, обед в столовой и кофе в организациях быстрого питания.
Вес непродовольственных товаров тоже разнится: для 1-й группы доля составляет 35%, для 10-й – 44,9%. В списке 287 позиций: это в том числе лекарства, одежда, обувь, мебель, техника, гигиенические товары.
Вес услуг в потребительской корзине для разных слоев населения ранжируется от 24,9 до 28%. Категория насчитывает 137 позиций: это в том числе услуги ЖКХ, проезд на общественном транспорте, лечение, туристические поездки, обучение, абонентская плата за услуги связи, аренда жилья, ремонт, финансовые услуги.

Инфляция на все товары и услуги для наименее обеспеченных граждан составила 9%, для россиян с наибольшими доходами – 8,7%, следует из материалов Росстата.

Расходы на еду составляют более весомую часть бюджета у наименее обеспеченных граждан, поэтому они более уязвимы к росту цен на продукты. Если для малоимущих граждан наиболее заметным было удорожание питания, то наиболее состоятельные больше почувствовали рост цен на непродовольственные товары и услуги (они увеличились на 10,4 и 5,4%). В то время как для самых бедных домохозяйств рост цен на эти категории составил 7,4 и 4,3%.

До пандемии разрыв в росте цен для разных слоев населения был не так велик. Например, в 2019 г. продукты росли в цене на 2,7% для россиян с наименьшим уровнем доходов и на 2,6% – с наибольшим. В 2018 г. разница составляла 1,2 процентного пункта (п. п.; 5,3 и 4,1%), в 2017 г. – 0,6 п. п. (0,7 и 1,3%).

В 2020 г. инфляция для самых богатых россиян была, наоборот, выше – 8,7% по сравнению с 5,9% для наименее обеспеченных граждан. При этом, как и в 2021 г., ­цены на продукты росли для бедных быстрее: на 7,9% по сравнению с 5,8% для богатых. Непродовольственные товары для граждан с низкими доходами подорожали в 2020 г. на 4,2%, с высокими – на 6%.

«Инфляция, как известно, – это налог на бедность. Больше всего страдают бедные», – подчеркивала глава Банка России Эльвира Набиуллина в интервью Financial Times в июле 2021 г. Цель ЦБ снизить инфляцию до 4% направлена на борьбу с бедностью, подчеркивала она.

Нагрузка на средний класс

Большая часть населения России подвержена сильнейшему влиянию роста цен на продовольствие, но первые шесть децильных групп испытали особенный стресс, так как в структуре их доходов продукты занимают большую часть, отмечает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. При этом в данных Росстата прослеживается тенденция к увеличению дифференциации нагрузки на полярные по доходам группы, говорит эксперт.

Увеличение разрыва в росте цен для наиболее богатых и наиболее бедных слоев населения – это типичная ситуация, связанная с кризисом, указывает директор Института социальной политики ВШЭ Лилия Овчарова. Ускоренный рост цен наблюдался именно на базовые продукты питания, которые составляют ядро потребительской корзины наименее обеспеченных групп, – от этих покупок россияне не могли отказаться, добавляет она. Богатые же могли себе позволить не отказываться от привычных трат и реализовать свой спрос, отложенный с начала пандемии, продолжает Овчарова, поэтому в этой группе рост цен на непродовольственные товары и услуги выше.

Меры по борьбе с инфляцией

Из-за высокой инфляции с 1 января пенсии неработающих пенсионеров проиндексировали на 8,6% – чуть выше роста цен. Прибавка к пенсии в среднем составит примерно 1400 руб., а средняя пенсия после индексации – 18 984 руб., сообщал Минтруд.
Дополнительно принято решение ежегодно 1 февраля увеличивать сумму материнского капитала на фактическую инфляцию за предыдущий год. До этого маткапитал индексировался по прогнозной, а не фактической инфляции.
Также с 1 февраля на 8,4% проиндексируют ежемесячные пособия семьям с детьми, инвалидам, пострадавшим на производстве, ветеранам, героям России и др.
С нового года были повышены минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум – до 13 890 и 12 654 руб. соответственно. Они влияют на размер зарплат и социальных пособий.

Средний класс столкнулся с наибольшим количеством экономических проблем во время пандемии, отмечает Овчарова: этой категории пришлось изменить структуру потребления или найти способы увеличить свой доход. При этом принадлежность к этой категории не определяется только доходами (обычно к среднему классу относят три верхние по доходам децильные группы – 10-, 9- и 8-ю). Самая же богатая прослойка населения, как правило, не попадает в обследования Росстата, поэтому оценить рост цен в этой группе сложно, добавляет эксперт.

По словам Полякова, к среднему классу можно отнести 7-, 8- и 9-ю децильные группы – стоимость их потребительской корзины выше, чем у нижних по доходам групп населения, но инфляция ударила по бюджетам обеспеченных граждан не меньше. Причем средний класс испытал напряжение и из-за роста цен на продукты (10–11% для этих групп), и из-за роста цен на непродовольственные товары (7–8%) и услуги (около 5%). Несмотря на то что лидирующая роль в потреблении – у среднего класса и самых обеспеченных россиян, в бюджетах этих групп остался значительный запас, говорит Поляков. Если судить по росту сбережений, нагрузка оказалась терпимой и россияне из четырех верхних групп справились с ней, поясняет Поляков.

В целом средний класс сжался в период пандемии, подчеркивает Овчарова. Если до начала пандемии к этой категории можно было отнести примерно 30–35% населения, то в 2020 г. средний класс сократился на пятую часть, говорит эксперт: это в основном было связано с потерями в сегменте МСП.

По словам Полякова, рост цен на непродовольственные товары (большая доля которых при­ходится на наиболее обеспеченных граждан) связан главным образом с высокой долей импорта в этой категории. В частности, из-за ослабления рубля сильно подорожали автомобили, электроника, бытовая техника, кухонное оборудование и другие предметы для дома.

Наименее точной остается оценка для самых богатых россиян, говорит Поляков: для этих групп нет такого широкого охвата в услугах. В туризме, например, учитывается небольшой список стран. Для наиболее обеспеченных граждан оценки могут оказаться и намного более резкими, считает он.