Данные ФНС о выручке по отраслям и регионам откроют для малого и среднего бизнеса

С их помощью предпринимателям будет легче оценить перспективы расширения
Статистика для бизнеса – это полезный инструмент, но такие данные пригодились бы не только для малого и среднего бизнеса, но и для крупного/ Евгений Егоров / Ведомости

Малый и средний бизнес получит доступ к закрытой до этого статистике Федеральной налоговой службы (ФНС), рассказал «Ведомостям» представитель Корпорации МСП (КМСП). В частности, МСП предоставят следующие наборы обезличенных данных: динамику выручки, средний чек, количество зарегистрированных юрлиц и контрольно-кассовых аппаратов в отраслевом и региональном разрезе. Статистика будет доступна в новом сервисе «Цифровая платформа МСП».

Услуга поможет предпринимателям провести аналитику для более эффективного принятия решения об открытии своего дела или его диверсификации, полагают в КМСП. С помощью сервиса можно увидеть, как меняется выручка в отрасли в конкретном регионе в годовом и месячном выражении в зависимости от сезонности, насколько это живой и быстрорастущий сегмент или, наоборот, в нем отмечается стагнация, пояснил представитель КМСП. Кроме того, данные по сбыту будут полезны предпринимателям, которые хотят расширить географию своего бизнеса.

Сейчас в Едином реестре субъектов МСП, который ведет ФНС, есть данные по количеству зарегистрированных компаний малого и среднего бизнеса, но без разделения по сферам и без раскрытия финансовых показателей. Публикация данных для предпринимателей произойдет в пилотном режиме.

Чтобы более детализированная статистика стала доступна для МСП, правительство запустило с 1 февраля 2022 г. эксперимент по межведомственному взаимодействию, в котором участвуют Минцифры, Минэкономразвития, ЦБ, ФНС и КМСП. В рамках эксперимента, который продлится до 2025 г., сервисы для бизнеса объединили в экосистему на базе цифровой платформы. «Ведомости» направили запросы представителям этих госструктур. В Минэкономразвития услугу предоставления данных не прокомментировали, но сообщили, что в 2022 г. планируют провести стандартизацию региональных мер поддержки.

В перспективе сервис может быть расширен, уточнил близкий к правительству источник. Например, на платформе появится аналитика по разным метрикам, в частности по потребности в соседних с базовым для бизнеса регионах в тех или иных товарах или услугах, уточнил он. Система будет производить рекомендации через специальный сервис по принципу «потребность – поставщик», заявил собеседник.

Экосистема объединит большинство востребованных бизнесом услуг на одном сайте, отметил генеральный директор КМСП Александр Исаевич. Через платформу предприниматель сможет понять, каким его видит государство, какие у него есть стоп-факторы, которые могут помешать получить ту или иную поддержку, в первую очередь финансовую, добавил он.

Помимо статистики на платформе бизнесу будет доступно еще несколько сервисов, уточнил представитель корпорации. Среди них:

получение кредита с возможностью подать заявки одновременно в несколько банков. Лимит по сумме кредита – 10 млн руб., уточнил он. Ответ с предодобренными предложениями от банков придет в личный кабинет после отправки заявления. К платформе присоединились восемь банков, при этом их количество будет расширяться по запросу банков и пользователей, говорит представитель КМСП;

кредитный скоринг (система оценки кредитоспособности заемщика). В личном кабинете предприниматели увидят итоги автоматической диагностики своего бизнеса. Юридическое лицо оценят по 35 показателям (ликвидность, динамика выручки, участие в госзакупках и т. д.), а также определят стоп-факторы на оказание государственной поддержки. До конца года к этой функции добавится адресный подбор мер господдержки и проактивное одобрение заявок, говорит представитель КМСП;

получение в онлайн-режиме региональных мер поддержки. В момент запуска будет доступно 37 региональных мер поддержки из 10 регионов (Алтайский край, Москва, Санкт-Петербург, Московская, Новосибирская, Свердловская, Томская и Челябинская области, Пермский край, Республика Бурятия), уточняет представитель;

регистрация бизнеса онлайн. Оформление происходит без визита в налоговую и оплаты госпошлины. Там же можно подобрать оптимальную организационно-правовую форму и налоговый режим, говорит представитель.

Услуга может быть платной

Любые шаги навстречу бизнесу, которые улучшают деловой климат, можно только приветствовать, говорит директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин, но не стоит забывать, что все «бесплатные» государственные услуги на самом деле осуществляются за счет налогоплательщика – этого или гораздо чаще другого. Кроме того, по его словам, такие механизмы усиливают зависимость бизнеса от государства, присутствие последнего в экономике растет.

Бизнесом будет востребован предложенный функционал, считает президент «Опоры России» Александр Калинин, особенно полезным будет автоматический сбор документов, отправка заявки на кредит в несколько банков, скоринг. По его словам, аналитический сервис с данными из онлайн-касс пригодится при подготовке бизнес-стратегии, так как предпринимателю важно знать, как развивается ситуация с чеками и оборотом в конкретном сегменте бизнеса.

Статистика для бизнеса – это полезный инструмент, но такие данные пригодились бы не только для малого и среднего бизнеса, но и для крупного, и для граждан, и для ученых, аналитиков, исследователей, полагает он. Кроме того, нет ничего плохого в том, чтобы сделать такого рода информационные услуги для компаний платными (покрывающими затраты на ее обработку), так как за полезный функционал обычно бизнес готов платить, добавляет Никитин.