Минфин сообщил о неудачной попытке Голландии вернуться к переговорам по налогам

Королевство недавно предложило России новую редакцию соглашения
Входить из России в зарубежные проекты через Амстердам стало невыгодно
Входить из России в зарубежные проекты через Амстердам стало невыгодно / Depositphotos / PhotoXPress

В конце прошлого года Нидерланды направили в правительство проект нового соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) с Россией, сообщил «Ведомостям» представитель Минфина. По его словам, коллеги из Голландии предложили заключить СИДН, по сути, на тех же условиях, которые ранее были отвергнуты российской стороной (на данный момент между странами не действует никакого соглашения, оно было расторгнуто в 2021 г. – «Ведомости»), уточнил собеседник. «Соответственно, сейчас нет основы для начала переговоров, мы не наблюдаем перспектив для быстрого прогресса в этом вопросе», – резюмировал представитель Минфина.

1 февраля правительство Нидерландов опубликовало письмо минфина королевства в парламент. В документе депутатам предлагалось ознакомиться с планами подписания новых налоговых соглашений и ходом переговоров по этому вопросу. Представитель минфина напоминал парламенту о том, что в июне прошлого года СИДН с Россией было расторгнуто. Российские предложения по перезаключению соглашения на новых условиях пошли гораздо дальше, чем просто борьба с уклонением от уплаты налогов, говорится в письме. Нидерланды, по его словам, внесли ряд фундаментальных инициатив, направленных на предотвращение злоупотреблений договором, но в то же время защищающих интересы реальных голландских компаний. Но предложения королевства были отвергнуты, сообщалось в документе. В настоящее время Нидерланды договорились с Россией о проведении нового раунда переговоров и представили первое предложение по будущему соглашению, сообщал голландский минфин.

«Ведомости» направили запрос в минфин Нидерландов.

Переговоры с Амстердамом, которые велись с 2020 г., провалились, поскольку в стране настаивали на сохранении отдельных каналов для вывода средств из России, сообщал ранее российский Минфин. Голландцы сразу же отвергли инициативу России перезаключить СИДН на тех же условиях, которые Минфин предлагал закрепить в новых соглашениях другим государствам, популярным для оптимизации налогов у российского бизнеса. Типовые договоры уже подписаны с Кипром, Мальтой и Люксембургом. Минфин даже готов был пойти навстречу нидерландской стороне и улучшил условия СИДН по сравнению с базовым вариантом. Для частных компаний, которыми владели резиденты королевства, планировалось предусмотреть льготу, аналогичную послаблению для публичных организаций, писали СМИ. Но голландцы на эти уступки не согласились: власти королевства настаивали на сохранении льготы для компаний, занимающихся недвижимостью, сообщали «Известия».

Удар, который так и не смягчили

Налоговое соглашение с Нидерландами перестало действовать с 2022 г. Накопленная прибыль распределялась в 2021 г. еще с действующим соглашением и налоговыми льготами.
За время действия соглашения в Нидерланды были выведены значительные ресурсы в виде выплат процентов и дивидендов, отмечал Минфин. В 2017 г. объем таких выплат превысил 457 млрд, в 2018 г. – 412 млрд, а в 2019 г. составил более 339 млрд руб.
После денонсации налог на дивиденды из России вырос до 13%, в то время как соглашение позволяло выводить прибыль по эффективной ставке в 2–3%. Налог на проценты по займам вырос до 20%, на роялти – с 0 до 20%.
Крупный бизнес просил правительство смягчить удар от денонсации соглашения. В частности, список предложений готовил Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). «Мы своих не бросим», – уверял статс-секретарь – замминистра финансов Алексей Сазанов. Минфин предлагал правительству сохранить на уровне национального законодательства преференции для публичных компаний с большой долей розничных инвесторов. «Окончательное решение за правительством и администрацией президента», – подчеркивал Сазанов.
Впоследствии чиновники отказались смягчить удар от денонсации, сообщал Forbes со ссылкой на письмо министра финансов Антона Силуанова президенту Владимиру Путину и первому вице-премьеру Андрею Белоусову.

«Ненормальной» ситуацию отсутствия налогового соглашения с Нидерландами называл вице-премьер Алексей Оверчук. «Страдает добропорядочный бизнес», – подчеркивал он в интервью «Известиям». При этом Оверчук признал, что переговоры по таким соглашениям обычно затягиваются на годы.

Отмена соглашения совпала с геополитической напряженностью, отметил партнер PwC Михаил Филинов. Впрочем, пока прошло мало времени, чтобы сказать, что на те или иные решения повлияло именно отсутствие соглашения, добавил он.

Отменять налоговые льготы Россия начала с 2020 г. для пополнения бюджета. Новые соглашения с Кипром и Мальтой вступили в силу с 2021 г., с Люксембургом – с 2022 г. В конце февраля Минфин рассчитывает достичь договоренностей об изменении соглашения со Швейцарией. Также правительство планировало пересмотреть соглашения с Гонконгом и Сингапуром. 

Последствия разрыва

Денонсация соглашения привела к возникновению, по сути, двойного налогообложения – бизнес начал платить одни и те же виды налогов как в России, так и в Нидерландах. В первую очередь пострадали публичные голландские холдинги – вырос налог на дивиденды из России. Специальные компании в Нидерландах, через которые структурировали выпуски еврооблигаций, потеряли льготы по налогу у источника в России на проценты, отмечает партнер EY Марина Белякова. Кроме того, стало невыгодно входить из России в зарубежные проекты через Амстердам, так как дивиденды в Россию теперь облагаются налогом в королевстве, добавила Белякова.

Денонсация затронула не только бизнес, но и физлиц – владельцев акций зарегистрированных в Нидерландах компаний. Когда действовало соглашение, розничные инвесторы должны были заплатить налог 15% только в Нидерландах. С 2022 г. им придется сначала заплатить 15% налога в Нидерландах и повторно 13% (или 15% при доходе от 5 млн руб. в год) в России – возникнет то самое «двойное налогообложение», которое устранял договор между странами.

Для поощрения сотрудников некоторые компании создают опционные программы – резервируют часть своих акций для последующей передачи сотрудникам ниже рыночной цены или бесплатно при определенных достижениях. Среди компаний с головными организациями в Нидерландах одна из самых массовых в России программ поощрения сотрудников опционами у «Яндекса», она действует с 2012 г. Ценными бумагами владеют почти 8000 сотрудников – более 50%. На опционную программу предусмотрено до 20% капитала «Яндекса», сообщал ранее «Ведомостям» представитель компании. 

Также среди российских компаний, которые структурированы через Нидерланды, в свое время опционные программы реализовывали X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и др.), «Вымпелком» (бренд «Билайн», принадлежит Veon в Нидерландах), «Связной» (Svyaznoy N.V.). «Ведомости» направили запросы в эти компании, представитель «Яндекса» отказался от комментариев. X5 следит за развитием ситуации в части возможных изменений налогового законодательства, сообщил представитель ретейлера.

Минфин планировал засчитывать налоги физлиц-инвесторов, уплаченные за рубежом, при налогообложении в России. Такое положение было в проекте Основных направлений налоговой политики на 2022–2024 гг. – программном документе Минфина. Но впоследствии этот пункт исключили из документа.

Произошел ли отток компаний

У многих российских групп уже есть план на случай затягивания переговоров о новом соглашении, рассказал Филинов из PwC. В качестве вариантов, по его словам, бизнес рассматривает сквозной подход к выплате дивидендов, переезд на Кипр и в другие страны, а также опцию редомициляции в специальные административные районы (САР) в Калининграде и Владивостоке и, наконец, вовсе ликвидацию. 

Например, «Трансмашхолдинг» (ТМХ) в 2021 г. ликвидировал свою материнскую компанию The Breakers Investments B.V. в Нидерландах. «Процесс этот начали давно, и он чудесным образом совпал [с денонсацией]. Оказалось, мы провидчески поступили», – объяснял гендиректор ТМХ Кирилл Липа. Теперь акционерная компания Transmashholding Ltd зарегистрирована на Кипре.

Ряд крупных российских компаний начали процесс «переезда», сообщал вице-премьер Оверчук, в том числе в САР в Калининграде и Владивостоке. 

В частности, «Газпром» заявлял о планах перевести Gazprom EP International (оператор зарубежных апстрим-проектов) из Нидерландов в САР. Однако прямая редомициляция – смена корпоративной прописки – из Нидерландов в Россию невозможна. Допускается «транзитная» редомициляция через промежуточную юрисдикцию. Сейчас Gazprom EP International находится в состоянии присоединения к кипрской компании группы Gazfin Cyprus Ltd, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на реестр Dun & Bradstreet. Sovco Capital Partners (владеет 86,5% акций Совкомбанка) в 2021 г. переехала в САР в Калининграде из Нидерландов с временной «остановкой» в Люксембурге.

Пока случаи переезда в Россию компаний из Нидерландов единичны, сообщал глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Даниил Егоров в интервью РБК в конце 2021 г.: «Я бы не спешил делать вывод, что это масштабное потоковое движение». Он охарактеризовал ситуацию как «замирание»: «Бизнес оценивает и ищет новую точку равновесия». 

Бизнес, безусловно, анализирует вариант переезда из Голландии, отмечает Белякова: «Но не всегда выбор делается в пользу изменения структуры, тем более возврата в Россию – ведь при переезде из Голландии может возникнуть высокий налог, да и сама процедура непростая». Во всех случаях менять Нидерланды на другую страну затруднительно из-за регуляторных и контрактных ограничений, добавила она.

Неопределенность добавляет то, что Россия с 2023 г. отстранит от бюджетного финансирования компании, более чем на 25% прямо или косвенно принадлежащие офшорам и «транзитным» юрисдикциям, через которые капитал утекает из России. Минфин предложил включить в список «лишенцев» Кипр и Швейцарию. 

Кроме того, Нидерланды рассматривают возможность ввести «налог на выход». В основном его хотят направить на переход из Нидерландов в Великобританию, но, возможно, он будет применяться и в других случаях, отмечает Филинов. 

Многие группы сохранили голландские холдинги и подготовились к ситуации, когда существенных трансграничных платежей, облагаемых налогом у источника, не ожидается, полагает партнер «Кроу экспертизы» Рустам Вахитов. Оставшиеся бизнесы готовы выждать пару лет, чтобы понять перспективы заключения нового соглашения, отметил он. Вероятно, аналогичные с голландским вопросы встанут и в российско-швейцарских переговорах и, возможно, швейцарский кейс станет моделью для решения и в голландском сценарии, резюмировал Вахитов.