Импорт из Германии в марте упал в 2,5 раза и стал самым низким за 20 лет

Российский экспорт практически не изменился
В структуре импорта из Германии в Россию преобладали машины и механические устройства (21,7%), второе место по доле поставок занимали автомобили (14,7%)/ Евгений Разумный / Ведомости

В марте 2022 г. экспорт из Германии в Россию упал до минимального значения с 2002 г. – с 2,3 млрд евро до 0,9 млрд евро в связи с антироссийскими санкциями, а также «другими мерами по ограничению экспорта и поведением участников рынка без санкций». Падение составило 62,3% к февралю, сообщает Федеральное статистическое управление (Destatis).

В последний раз стоимость товаров, поставленных в Россию из Германии, находилась на сопоставимом уровне в марте 2002 г. – 888 млн евро. В то же время экспорт из России в Германию в марте 2022 г. сократился лишь на 2,4% до 3,6 млрд евро. В целом экспорт Германии в марте снизился на 3,3% в месячном выражении, а импорт вырос на 3,4%.

По итогам 2021 г., согласно ФТС, Германия занимала третье место по товарообороту с Россией – $57 млрд. По данным Destatis, товарооборот вырос на 34,1% (до 59,7 млрд евро), а в последний месяц прошлого года – на 56,8% (до 5,38 млрд евро). В том числе экспорт в Германию российских товаров по итогам всего 2021 года увеличился на 54,2% до 33,1 млрд евро. Импорт немецких товаров в Россию за прошлый год составил в денежном выражении 26,65 млрд евро, показав рост на 15,4%.

В структуре импорта из Германии в Россию преобладали машины и механические устройства (21,7%): в январе их ввезли на 534 млн евро, в феврале – на 553 млн евро. Второе место по доле поставок занимали автомобили (14,7%), составив в январе 339 млн евро, а в феврале уже 402 млн евро. Третье место заняли фармацевтические товары (9,8%), которых в январе ввезли на 228 млн евро, а в феврале – на 265 млн евро. Долю в 7,8% среди поставляемых в Россию немецких товаров составило электрооборудование.

Россия экспортирует в Германию минеральные (энергетические) ресурсы, в январе – феврале их доля составляла 80% – 3,6 млрд евро в январе и 3,3 млрд евро в феврале.

Данные по структуре экспорта и импорта с Россией и другими странами за март немецкое статистическое ведомство пока не привело.

Мартовская ситуация в показателях импорта из Германии – итог разрыва хозяйственных связей: компании, экспортирующие в Россию, не знали, как им действовать в текущей ситуации, и опасались поставлять товары, так как те могли подпасть под ограничения, в том числе если это товар потенциально двойного назначения, говорит аналитик «Открытие инвестиций» Андрей Кочетков. Соответственно, эти сделки были «придержаны» до выяснения обстановки. В то же время поставки фармацевтической продукции из Германии оплачиваются заранее, не по месяцам, а поквартально, так что там ситуация, по словам эксперта, не поменялась, фармацевты пока не собираются уходить с российского рынка.

По мнению Кочеткова, частично приостановленный импорт из Германии может возобновиться уже «в ближайшие месяцы», когда прояснятся позиции по тому, подпадает ли ряд наименований продукции в разряд двойного назначения.

Германские компании и правительство сейчас находятся в состоянии неопределенности, полагает и научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО Артем Соколов.

Что касается российского экспорта – это в основном энергоносители, сырье и компоненты для производства химических соединений, удобрения и сельскохозяйственная продукция, продолжает Кочетков. От сырья Германия зависит значительно, напоминает аналитик «Открытие инвестиций».

В течение ближайших месяцев, таким образом, дисбаланс между экспортом в Россию и импортом из нее будет оставаться очень большим в пользу поставок российских товаров, несмотря даже на сокращение их объемов из-за санкций, уже введенных и пока обсуждаемых, уверен Кочетков. В денежном выражении они могут даже вырасти за счет всплеска цен на сырье, как это было в феврале – марте. Плюс снизить зависимость от газа в ближайшее время у Германии не получится из-за отсутствия достаточного числа терминалов по приему СПГ, уверен аналитик «Открытия».

Экономическая ситуация в российско-германских отношениях удручающая и Берлин вряд ли был готов к такому раскладу, поясняет германист Александр Камкин. По мнению эксперта, происходящее является не просто санкционной войной, а обрушением десятилетиями налаживаемых экономических связей. На такие радикальные и невыгодные для себя меры Германия и Евросоюз решились, пойдя на поводу у США.

Эти поспешные действия нанесли серьезный урон товарообороту между Россией и ЕС. Единственное, что, по мнению эксперта, смягчает удар для Германии в целом, – это тот факт, что Москва не является для Берлина ключевым торговым партнером.

Для сравнения: экспорт в страны – члены ЕС составил 66,6 млрд евро (-1,7%), а оттуда импортировано товаров на сумму 56,7 млрд евро (-3%), что примерно в 20 раз больше, чем товарооборот с Россией в начале 2022 г. Экспорт США в то же время вырос на 3,2% до 11,5 млрд евро. Экспорт в КНР упал на 4,3% до 9,1 млрд евро, а экспорт в Великобританию – на 3,9% до 5,5 млрд евро. В итоге в феврале 2022 г. общее сальдо немецкой внешней торговли составило +11,1 млрд евро, в марте 2021 г. – +14,0 млрд евро.

Однако для компаний, ориентированных на российские рынки, в том числе автомобильных, ситуация плачевная, резюмирует Камкин.