Правительство поддержало приватизацию заброшенных речных портов за 1 рубль

Для этого надо взять на себя обязательства восстановить инфраструктуру за два года
Правительство поддержало приватизацию заброшенных речных портов за 1 рубль/ Евгений Разумный / Ведомости

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 31 мая поддержала новую редакцию законопроекта Минтранса, который позволит приватизировать государственное и муниципальное имущество речных портов, в том числе причалы, гидротехнические сооружения и перегрузочные комплексы. «Ведомости» ознакомились с документом.

Претензии к законопроекту были у Минюста, следует из сопроводительных документов (также есть у «Ведомостей»). Но, по словам источника, близкого к правительству, законопроект в целом одобрен при условии его доработки.

Как следует из текста, для приватизации такого имущества должен быть проведен конкурс. Новый владелец должен взять на себя обязательство использовать имущество только для пассажирских и грузовых перевозок (т. е. не перепрофилировать порт).

Если же объекты порта «находятся в неудовлетворительном состоянии», дополнительным условием будет ремонт объектов. Начальная цена при продаже заброшенных речных портов, требующих восстановления, будет устанавливаться «в размере 1 руб. без внесения задатка», следует из законопроекта. Срок выполнения условий по восстановлению порта не должен превышать двух лет (в предыдущем варианте законопроекта – пяти лет. – «Ведомости»). Победитель конкурса сможет перепродать порт, если не уложится в этот срок. Но его обязательства тогда перейдут к новому собственнику.

Согласно перечню Росморречфлота, в России функционирует около 120 речных портов. Практически все они частные либо находятся в муниципальной собственности.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что отсутствие бюджетного финансирования на содержание причальных сооружений (чаще всего принадлежат государству или муниципалитетам и арендуются. – «Ведомости»), а также «отсутствие у эксплуатирующих организаций правовой основы для ­использования собственных средств на их ремонт» уже привели к запрету на эксплуатацию ­причалов в московском Западном порту, а также в Тюменском, Якутском и Ульяновском портах. Ряд портов прекратили деятельность (Московский Западный, Волгоградский, Нижегородский, Чебоксарский, Костромской, Уфимский, Кинешемский и ряд более мелких).

Инициатива по поводу приватизации речных причалов обсуждается с августа 2016 г., когда президент России Владимир Путин поручил установить критерии и порядок отнесения портов и имущества в них «к невостребованным объектам» и предложить «упрощенный и ускоренный порядок их вовлечения в хозяйственный оборот». В начале 2017 г. Минтранс разработал проект изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта (федеральный закон) и в закон о приватизации государственного и муниципального имущества. Именно тогда появилась формулировка о продаже заброшенных речных портов с начальной ценой в 1 руб.

120 речных портов

функционирует в России, согласно перечню Росморречфлота.
Практически все они частные либо находятся в муниципальной собственности

Законопроект не раз пытались доработать с учетом замечаний и правок ведомств, но предыдущие версии не проходили через правкомиссию Белого дома. В частности, в марте 2021 г. газета «Коммерсантъ» сообщала со ссылкой на источники, что по настоянию ФСБ были внесены правки о том, что невостребованными ­могут быть признаны объекты «лишь тех речных портов, у которых установлены границы». Сейчас границы речных портов (в отличие от морских) официально не установлены. Это замечание было учтено в новой версии законопроекта.

Границы речных портов «будут устанавливаться решением правительства и нужны для определения пунктов пропуска в РФ граждан, транспортных средств, грузов, товаров и животных», поясняет член Ассоциации юристов России, юрист «Легес бюро» Тимур Эшпулатов. Критерии удовлетворительного или неудовлетворительного состояния объекта речного порта, а также его невостребованности будут также установлены правительством, добавил он. Оно и будет принимать в дальнейшем решение об отнесении порта к той или иной категории, добавил юрист.

«В каждом конкретном случае нужно будет исходить из фактических обстоятельств дела. Но если противоречие будет серьезным, то будет работать принцип lex specialis derogat genereli – специальный закон вытесняет (отменяет) общий», – говорит Эшпулатов.

Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев напомнил, что запрет на приватизацию портовых объектов был снят еще в 2013 г. Но сегодня, по словам юриста, случаи приватизации речных портов «носят единичный характер», в том числе из-за сложности процедуры их перехода в частную собственность. «Законопроектом предусмотрены дополнительные правовые механизмы, направленные на ускорение процесса приватизации речных портов», – резюмировал Груздев.

Юристы обращают внимание и на отсутствие в законопроекте критериев «степени нарушения инвестиционных обязательств и возмещения затрат со стороны ­государства при расторжении ­таких договоров». Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper ­Екатерина Токарева говорит, что при неисполнении инвестобязательств (если оно будет признано существенным) в договоре ­купли-продажи такой договор может быть расторгнут на основании ст. 450 Гражданского кодекса. А при нецелевом использовании речного порта объект недвижимости может быть изъят государством, может быть наложен и административный штраф, добавила она.

«Но государство, скорее всего, вернет себе порт в лучшем состоянии, чем он был в момент передачи, и на его стороне возникнет неосновательное обогащение. Это означает, что государство фактически будет обязано вернуть бывшему покупателю стоимость произведенных улучшений», – ­пояснила Токарева.

По словам ведущего эксперта УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, в зависимости от состояния стоимость обновления порта может составить «от миллиона до десятков миллионов рублей». По его мнению, основной интерес для инвесторов могут представлять порты в Сибири и на Дальнем Востоке, что актуально в условиях активизации торговли со странами Азии, а также порты в европейской части страны, вблизи маршрута международного транспортного коридора «Север – Юг».

Наиболее вероятными покупателями, по мнению Баранова, могут стать транспортные и логистические компании. Но он также не исключает интереса «сторонних инвесторов».

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что новый механизм будет интересен потенциальным инвесторам, а срок в два года на реконструкцию должен быть «достаточно комфортным». «Когда заемное финансирование достаточно дорогое, проведение полноценных торгов по продаже невостребованных объектов представляется экономически неоправданным. Передача под инвестобязательства позволяет инвесторам, которые реализуют промышленные проекты, эффективно интегрировать порт в собственную экономическую модель», – говорит эксперт.

Стивидорные и судоходные компании не стали комментировать, будет ли им интересна новая схема приватизации. В Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта не ответили на запрос «Ведомостей».