Последние перед запретом США платежи Минфина по еврооблигациям застряли в Euroclear

Деньги инвесторам были перечислены до окончания действия специального разрешения на обслуживание госдолга
В рамках нового устава Euroclear освободил сам себя от обязательства возвращать активы в страны, находящиеся под санкциями/ Максим Стулов / Ведомости

Последние перед запретом США платежи Минфина по еврооблигациям зависли в международном депозитарии Euroclear (бельгийская компания, мажоритарными акционерами которой выступают американские финансовые институты). Об этом «Ведомостям» рассказали два близких к правительству источника. Информацию о том, что выплаты до сих пор не достигли инвесторов, подтвердил председатель правления финансовой группы «Финам» Владислав Кочетков. Еще один источник, близкий к правительству, уточнил: «С клиентами НРД (Национальный расчетный депозитарий, структура Мосбиржи. – «Ведомости») мы рассчитались».

Речь идет о купонных платежах по выпускам еврооблигаций «Россия-2026» и «Россия-2036» в долларах и евро. График погашения, согласно эмиссионной документации, предусматривал выплаты по этим бондам 27 мая: платеж по первому выпуску составлял $71,25 млн, по второму – 26,5 млн евро. Но Минфин перевел средства заранее: 20 мая ведомство отчиталось, что средства были получены платежным агентом – по этим выпускам его функцию исполняет НРД.

Операции с российским госдолгом находятся под санкциями США, но до 25 мая действовала специальная лицензия Управления по контролю за иностранными активами американского минфина (OFAC; курирует финансовые санкции), разрешающая инвесторам получать выплаты по уже приобретенным выпускам. 18 мая министр финансов США Джанет Йеллен объявила о том, что продлевать лицензию не планируется, что в итоге и произошло. Источник, близкий к правительству, уточнил, что все причитающиеся инвесторам выплаты были списаны со счетов НРД в Euroclear. Средства зависли на его счетах, сообщил собеседник. По его словам, предпринимать попытки по распределению депозитарием выплат по инвесторам не планируется: «Это даже не бессмысленно, а скорее невозможно». Клиенты «Финама» владеют небольшим объемом этих бумаг – платежи пока не поступили, сообщил Кочетков. Основной, по его мнению, аргумент Euroclear против выплат – отсутствие механизма контроля за тем, чтобы средства не получили подсанкционные организации и граждане.

Представитель Минфина России не ответил на запрос «Ведомостей». В пресс-службе НРД подтвердили, что деньги для выплат 27 мая поступили в депозитарий заранее и также заранее были зачислены на счет в Euroclear. «Все выплаты проводились согласно эмиссионным документам», – подчеркнул представитель НРД. Судьбу этих средств, а также дальнейшие действия по их доведению до бенефициаров, по его словам, необходимо уточнять в Euroclear. Представитель иностранного депозитария отказался от комментариев.

Сложности с расчетами через инфраструктуру Euroclear у российских эмитентов или владельцев бумаг возникли практически сразу после введения санкций. В марте депозитарий ограничил обслуживание счета НРД, из-за чего часть бумаг российских инвесторов оказалась заморожена, а дивиденды и купоны по ним перестали приходить. Например, не смогли заплатить по евробондам РЖД, Nordgold, «Северсталь», «Алроса», «Русгидро» и ряд других российских эмитентов.

Евросоюз 3 июня ввел санкции против НРД. В ЕС заявили, что это крупнейший депозитарий ценных бумаг в России, он играет ключевую роль в функционировании российской финансовой системы и связи последней с международной системой, «следовательно, прямо или косвенно включен в деятельность, политику и ресурсы российского правительства».

1 июня комитет, регулирующий кредитно-дефолтные свопы (CDS), при Международной ассоциации свопов и деривативов (ISDA) признал «событие неуплаты» по российским суверенным еврооблигациям с погашением в 2022 г. из-за невыплаченных процентов на $1,9 млн. Россия должна была 4 апреля погасить выпуск долларовых еврооблигаций, часть этого выпуска была выкуплена российским Минфином за рубли у российских владельцев этих бумаг. Расчеты с остальными инвесторами Россия планировала провести в рублях, так как США запретили использовать для выплат по внешнему долгу замороженные валютные резервы России. Но к истечению 30-дневного льготного периода российский Минфин все же перечислил выплаты в долларах США. 11 мая бывшие держатели этих бумаг, получившие выплату основного долга ко 2 мая, подали в клиринговую систему Euroclear уведомление о дефолте России, ссылаясь на то, что они не получили дополнительный процент на сумму $1,9 млн, начисленный за период с 4 апреля до даты фактического погашения облигаций. Россия при выплате основного долга в конце апреля не включила этот дополнительный процент в свой платеж. Министерство финансов России ранее заявило о готовности урегулировать претензии относительно полноты исполнения долговых обязательств по еврооблигациям «Россия-2022», несмотря на «исключительно неправомерные действия иностранных финансовых посредников», сообщала пресс-служба ведомства.

Госдолг под запретом

Лицензия американского казначейства, разрешающая погашение Россией суверенных обязательств перед зарубежными инвесторами, была выпущена в начале марта. Это было специально допущенным казначейством США исключением, поскольку по общему санкционному режиму любые транзакции с Банком России, фондом национального благосостояния и Минфином запрещены.

10 марта, после заморозки российских резервов в долларах и евро, министр финансов Антон Силуанов объявил, что финансовые власти разработали специальный порядок обслуживания российского внешнего долга для противодействия этим санкциям. По словам министра, российские внешние обязательства будут погашаться в рублях, а для конвертации платежей в валюту можно будет использовать исключительно средства замороженных золотовалютных резервов. До определенного момента этот механизм работал, но США с 4 апреля запретили России использовать замороженные долларовые резервы для выплат по внешнему долгу. Россия – «глобальный финансовый изгой», поэтому стране придется выбирать между истощением доступных к использованию источников и дефолтом, подчеркивалось в сообщении Белого дома.

Но Минфин продолжил выполнять свои обязательства перед иностранными инвесторами, используя для платежей незаблокированную валюту из экспортных поступлений. Как сообщало Bloomberg, ведомство проводило расчеты с помощью Дом.РФ. Перекрыв и этот канал платежей по российскому госдолгу, власти США фактически официально признали, что ключевая цель ограничений на эти расчеты – признание дефолта по российским обязательствам.

Без разрешающей лицензии Россия не сможет напрямую довести выплаты по госдолгу как минимум до американских инвесторов, а также производить расчеты с кредиторами из любых стран в долларах. Платежи в евро также будут в лучшем случае затруднены, поскольку агентами для перевода средств выступали западные депозитарии (в частности, Минфин пользовался прежде всего услугами Euroclear), которые блокировали ранее платежи из-за риска санкций США.

После решения казначейства не продлевать разрешение на платежи по госдолгу Минфин анонсировал переход на платежи в рублях. Расчеты с держателями российских еврооблигаций планируется проводить с помощью механизма, аналогичного схеме оплаты российского газа в рублях, сообщал «Ведомостям» Силуанов. По его словам, система будет действовать таким же образом, только в обратном порядке. Для получения платежа по госдолгу в его оригинальной валюте инвестору придется открыть валютный и рублевый счета в российском банке и выдавать поручения на продажу валюты.

«Как происходит платеж за газ в рублях: нам зачисляют валюту, здесь она по поручению [покупателя газа] меняется на рубли, и таким образом происходит расчет. Механизм расчетов по евробондам будет действовать таким же образом, только в другую сторону», – пояснял Силуанов. Новым механизмом предполагается предоставить инвесторам право пользования средствами без ограничений, в том числе по сумме перевода за рубеж (сейчас можно перечислить не более $50 000 в месяц).

Получат ли свои выплаты инвесторы

Получить свои выплаты инвесторы смогут, скорее всего, лишь после снятия санкций, полагает Кочетков. То есть срок может быть любой вплоть до «никогда», добавил он. При этом инвесторы могут судиться с Euroclear, обращаться в правительство Бельгии, искать другие решения. Но оценить их эффективность в условиях растущего санкционного давления достаточно сложно, сомневается Кочетков.

С 13 мая действует новый устав Euroclear, в рамках которого депозитарий освободил сам себя от обязательства возвращать активы в страны, находящиеся под санкциями, напомнила управляющий партнер юридической фирмы Tomashevskaya & Partners Жанна Томашевская. По этой же схеме фактически заморожены все активы всех клиентов НРД – использовать их невозможно, поступающие дивиденды также удерживаются депозитарием. Назвать законными такие действия сложно – в настоящий момент принцип верховенства закона отложен в сторону, отметила Томашевская. Со временем правовая система сможет оправиться и предоставить защиту пострадавшим участникам, поэтому инвесторам стоит готовить иски к Euroclear, рекомендует юрист.

Еще с марта этого года после введения новых санкций в отношении России со стороны ЕС Euroclear, являющаяся системообразующим европейским клиринговым центром, разъяснила, что НРД вправе направить в Euroclear сообщение через SWIFT с информацией по поручению депонента и при этом не может гарантировать его прием и обработку на стороне Euroclear, добавила юрист коллегии адвокатов Pen & Paper Кира Винокурова. Все процессы НРД, связанные с комплаенс-процедурами и взаимодействием с Euroclear, были переведены в режим ручной обработки, а это значит, что время обработки документов, ранее предусмотренное соглашением между Euroclear и НРД, перестало применяться, отметила она. Тем не менее с юридической точки зрения даже в текущей ситуации срок обработки запросов должен быть разумным.

Факт затягивания процесса осуществления клиринговых операций при наличии заранее направленного поручения может рассматриваться как злоупотребление, полагает Винокурова. Но данное обстоятельство необходимо доказывать в судебном порядке. Единственный способ защиты в данной ситуации – обращение в суд, уверена юрист. При этом гарантий удовлетворения требований как инвесторов, так и НРД нет, особенно с учетом механизмов правовой защиты ЕС, которые защищают европейцев от исков со стороны подсанкционных лиц, резюмировала Винокурова.

В подготовке статьи участвовала Софья Шелудченко