Минфин ждет долю доходов бюджета от продажи нефти и газа в 2022 году выше 40%
Эксперты считают, что соотношение может оказаться и вышеНефтегазовые поступления в 2022 г. должны обеспечить более 40% доходов федерального бюджета, говорится в проекте основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина на ближайшие три года (есть у «Ведомостей»).
По оценке министерства, в текущем году доходы от продажи нефти и газа увеличатся до 10,4 трлн руб., или 40,9% от общего объема, по сравнению с 9 трлн руб., или 35,8%, в 2021 г. При этом планируется, что в следующие три года зависимость бюджета от нефтегазовых поступлений будет постепенно снижаться: в 2023 г. – до 36,9% (9,1 трлн руб.), в 2024 г. – до 33,3% (8,4 трлн), в 2025 г. – до 30,2% (7,8 трлн).
Согласно действующему закону о бюджете доходы на 2022 г. были запланированы в объеме 25 трлн руб., в том числе нефтегазовые – 9,5 трлн, или 38,1% от всех поступлений. По предварительным данным Минфина, в январе – мае бюджет получил 12 трлн руб. доходов, из них нефтегазовые составили около 5,7 трлн руб. (т. е. более 59% от плана). В бюджет на 2022 г. закладывалась прогнозная цена на нефть Urals на уровне $62,2/барр.
В январе – мае 2022 г. средняя цена Urals сложилась в размере $83,5/барр., сообщал Минфин 1 июня. За первые пять месяцев прошлого года она составляла $61,6/барр. В мае нефть стоила в среднем $78,81/барр., что в 1,2 раза выше, чем в аналогичном периоде 2021 г. В июне бюджет получит 392,9 млрд руб. дополнительных нефтегазовых доходов, прогнозировали в министерстве. По итогам мая они оказались на 263,7 млрд руб. выше, чем ожидалось.
Как менялась зависимость
Доля нефтегазовых доходов бюджета достигла рекордных 51,3% в 2014 г., а после этого снижалась два года подряд до 43% в 2015 г. и 36% в 2016 г. В 2017 г. она поднялась до 39,6%, а в 2018 г. – до 46,4%, но затем снова снизилась до 39,3% в 2019 г. и 28% – в 2020 г.
По базовому варианту макропрогноза Минэкономразвития на ближайшие три года, представленному в середине мая, средняя цена нефти Urals в 2022 г. составит $80,1/барр., в 2023 г. – $71,4, в 2024 г. – $66, в 2025 г. – $61,2.
Ожидается, что до конца года цены на нефть останутся на повышенном уровне даже несмотря на то, что сырьевые товары российского экспорта торгуются с дисконтом к мировым ценам – более $33/барр. к ценам марки Brent, указывает Минфин в проекте основных направлений бюджетной политики. По мере трансформации мирового энергетического рынка (замещение недружественными странами поставок российской нефти и перенаправление российского энергетического экспорта в нейтральные страны), а также учитывая поступательное замедление мировой экономики, в дальнейшем ожидается постепенное снижение цен к уровню $61/барр. к 2025 г.
Отказ ряда стран от сотрудничества с Россией в нефтяной сфере, а также наличие дисконта при продаже основных товаров российского экспорта привели к пересмотру прогнозной траектории добычи нефти в России. Согласно закону о бюджете Минфин исходил из добычи нефти в 2022 г. на уровне 559,9 млн т: оценка в этом году снижена до 475,3 млн т, в 2023 г. – до 472,8 млн т, добавляет министерство. В 2024–2025 гг. уровень добычи нефти будет составлять в среднем около 478 млн т.
Старт обсуждения основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики ведомства заранее – исключительно важное обстоятельство, отметил в понедельник в ходе обсуждения документа в комитете Госдумы по бюджету и налогам его председатель Андрей Макаров. Раньше эти вопросы правительство обсуждало кулуарно, напомнил депутат. Публичным документ становился осенью, в момент внесения проекта бюджета на следующие три года, уточнил Макаров. Для бизнеса принципиальна налоговая предсказуемость, в этом основная ценность факта, что все лето будет проводиться обсуждение политики на ближайшие годы – с экспертами, компаниями, регионами, резюмировал председатель комитета. Документ будет доработан с учетом обсуждений в парламенте, пообещал министр финансов Антон Силуанов.
Одним из ключевых элементов бюджетной устойчивости Минфин считает сохранение бюджетного правила, которое позволит ограничить траты нефтегазовых доходов и сформировать финансовый резерв на случай ухудшения внешней конъюнктуры, говорится в основных направлениях. Планируется, что новый вариант бюджетного правила заработает в 2025 г. Старые бюджетные правила, которые определяли бюджетную политику России последние годы, не могут реализовываться в текущих условиях, говорил Силуанов в конце апреля.
Минфин по бюджетному правилу на дополнительные доходы от высокой цены нефти (в 2022 г. планка отсечения, выше которой доходы считаются дополнительными, находится на уровне $44,2/барр.) покупал для фонда национального благосостояния (ФНБ) иностранную валюту и золото в резервы.
В начале марта министерство сообщило о приостановке действия правила на этот год. До этого западные страны в рамках санкций заморозили около $300 млрд золотовалютных резервов РФ, включая часть средств ФНБ.
Глава Минфина, выступая на деловом завтраке Сбербанка в рамках ПМЭФа, предупреждал об опасности голландской болезни (резкое укрепление нацвалюты за счет бурного роста экспорта углеводородов). «Только недавно, кстати, болели этой болезнью, и все говорили о том, что нужно ее лечить», – сказал Силуанов. По его словам, чтобы экономика была «здорова», нужны бюджетные правила.
Налоговая нагрузка на нефтегазовую отрасль – самая высокая по сравнению с другими отраслями. По данным ФНС, в 2021 г. она составляла 48% против 5,4% – у металлургической и 12,6% – у других добывающих отраслей.
Зависимость от нефти растет
В законе о бюджете на 2022 г. предполагалось, что доля нефтегазовых доходов должна составить 38%, а по факту за январь – май она достигла уже 47%, отметил главный аналитик ПСБ Денис Попов. К концу года доля поступлений от нефти и газа будет варьироваться в диапазоне 45–48% и тем самым обновит максимумы с 2014 г., когда она составила 51,3%, оценивает эксперт. Важно, что рост нефтегазовых доходов сейчас, в отличие от 2014 г., происходит на фоне укрепления курса рубля, а при развороте курсового тренда значения дополнительных нефтегазовых доходов могут существенно увеличиться, добавляет он. Сверхплановый объем нефтегазовых доходов в текущем году составит около 2–2,5 трлн руб., прогнозирует Попов.
Доля нефтегазовых доходов бюджета в 2022 г. может значительно превысить 40%, считает эксперт «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк. Учитывая новую экономическую реальность – падение экспорта в целом и одновременно номинальное увеличение прибыли от продажи нефти и газа за рубеж, – можно ожидать, что ненефтегазовые доходы бюджета сократятся двузначными темпами, отмечает он. Дальнейшая динамика ненефтегазовых доходов будет зависеть от возможности структурной перестройки экономики – нахождения внешних рынков сбыта для ненефтегазового экспорта и внутренних источников увеличения доходов бюджета, добавляет эксперт. Прогнозировать это можно будет лишь после завершения наращивания санкционного давления, указывает Миронюк.
По оценкам Газпромбанка, в доходах федерального бюджета в 2022 г. на нефтегазовые будет приходиться 40,1%, говорит экономист банка Павел Бирюков. На фоне резкого снижения доли доходов, связанных с энергоносителями, в пандемийные 2020–2021 годы (до 31,9% в среднем) текущие значения лишь возвращаются к средней за 2016–2019 гг. отметке в 40,3%, отмечает он. В 2023 г. доля нефтегазовых доходов сократится до 36,9%, а после этого вновь будет постепенно увеличиваться, прогнозирует Бирюков. Снижение в следующем году будет вызвано относительной стабилизацией цен на нефть, поясняет он. Возобновление постепенного роста экспортных цен и восстановление объемов добычи в России сформируют тренд на постепенный рост доли нефтегазовых доходов в долгосрочной перспективе, добавляет эксперт.
В 2022 г. в относительно консервативных предпосылках можно ожидать, что доля нефтегазовых доходов федерального бюджета составит 39–40%, но дальнейший рост или, правильнее сказать, отскок маловероятен, не согласился директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. «Достаточно уверенный тренд на снижение роли нефтегазовых доходов существовал и до ужесточения санкционного режима – это было связано с тем, что основные налоговые базы в этой сфере должны были расти объективно медленнее ВВП, добыча и экспорт природных ресурсов не должны были быть значимым драйвером экономического роста», – пояснил он. Кроме того, сдерживать рост физических объемов экспорта будут новые торговые ограничения, добавил эксперт.
Высокая доля нефтегазовых доходов бюджета может сохраниться и в 2023 г., считает Попов. Этому будет способствовать постепенная адаптация экономики к работе в новых условиях – более активная переориентация нефтегазового экспорта на страны Азии с более устойчивыми экономическим ростом и спросом на энергетическое сырье, пояснил он. В 2024 г. ожидается снижение доли нефтегазовых доходов бюджета по мере преодоления текущего кризиса и активного развития внутренней экономики, заключил эксперт.