Китаю не хватает $6,5 трлн зеленого финансирования

Без них не достичь углеродной нейтральности к 2060 году
Thomas Peter / Reuters

Китаю не хватает $6,5 трлн для обеспечения зеленого перехода, чтобы достичь углеродной нейтральности к 2060 г., говорится в исследовании Всемирного экономического форума (ВЭФ). Пекину нужно привлечь почти за 40 лет около 140 трлн юаней ($21 трлн) зеленых инвестиций. КНР недостает около трети из этой суммы, поэтому для достижения поставленных целей властям придется привлекать каждый год дополнительно 1,1 трлн юаней (около $165 млрд). Для сравнения, ВВП России в 2021 г. составлял $1,78 трлн.

Эти деньги должны идти на финансирование передовых экологичных инвестиций в таких сферах, как строительство, производство стали и выработка электроэнергии. Только в энергетическом секторе дефицит финансирования до 2060 г. составляет до $3 трлн, из которых минимум $897 млрд нужно инвестировать в солнечную энергетику, а $598 млрд – в ветряные электростанции.

В 2020 г. председатель КНР Си Цзиньпин, выступая на генассамблее ООН, пообещал достичь углеродной нейтральности за 40 лет. Но, как поясняет отчет ВЭФ, Китаю сложнее бороться с выбросами в атмосферу, нежели США или странам Евросоюза. Причина этому – индустриальный характер экономики Китая, говорится в исследовании. Именно за счет промышленности Китай производит 25% своего ВВП. Для сравнения, в ЕС на индустрию приходится 14,9% годового ВВП, в США – всего 10,9%, а средняя доля промышленности в мировом ВВП составляет 15,9%. Таким образом, для зеленого перехода Пекин должен масштабно инвестировать именно в те сферы, которые производят наибольшее количество выбросов.

Показанные в исследовании объемы средств не должны вводить в заблуждение своим масштабом: как и во всех таких долгосрочных программах, финансирование распределяется по годам нелинейно, а большая его часть всегда относится на более поздние годы, говорит директор ЦКЕМИ ВШЭ Василий Кашин. Он отмечает, что, говоря об этих цифрах, стоит помнить, что могут иметь место различия в методологии. Китайское понимание того, что есть зеленые источники энергии, отличается от западного – например, они включают в этот разряд атом и газ, говорит Кашин.

Большинство экономик мира будет испытывать дефицит финансирования перехода к зеленой экономике, но особенно остро данный вопрос будет стоять в странах, где традиционно высока доля угольной генерации или ископаемого топлива в энергетике, в частности это касается Китая, Индии, ЮАР, России и других стран, говорит Сергей Игнатущенко, директор группы по привлечению финансирования Kept. Скорее всего, одних государственных инвестиций будет недостаточно, чтобы полностью покрыть необходимость в финансировании климатических программ, поэтому важными инструментами привлечения средств для фондирования зеленого перехода могут стать развитие схем торговли выбросами углеводородов, внедрение углеродного налога, усиление требований к климатической отчетности и мощная популяризация зеленой повестки.

Отдельную роль могут сыграть инструменты устойчивого финансирования, которые способны помочь мобилизовать частные инвестиции. Китай уже активно развивает данное направление: приняты соответствующие таксономии, методики и руководства, даже в регулировании финансового сектора для зеленых кредитов Народный банк Китая требует меньшее резервирование (такая модель получила название «китайской»), т. е. рынок зеленого финансирования активно развивается, говорит Игнатущенко. Другой точкой роста ESG-финансирования в Китае может стать выход на глобальный рынок инвестиций и капитала, однако для этого необходима максимальная прозрачность инвестиций и развернутая климатическая отчетность от китайских заемщиков, продолжает эксперт. Также следует отметить, что сама потребность в зеленых инвестициях может со временем снизиться вследствие технологического прогресса.

Нехватка финансирования может подтолкнуть Китай к трансформации исторически сложившейся экономики, поясняет руководитель энергетического центра Б1 Ольга Белоглазова. Крайне важна государственная поддержка – от налоговых льгот до административного облегчения процесса трансформации. Эксперт добавляет, что в настоящее время удельные платежи за эмиссию в национальной системе торговли выбросами КНР в 10 раз меньше, чем на Западе, а также применяются к ограниченному количеству отраслей (около 30% всех выбросов). В некоторых странах и регионах (включая штат Альберта в Канаде) именно за счет этих платежей формируются фонды, которые предоставляют гранты на проекты по сокращению выбросов. Таким образом, заключает Белоглазова, повышение уровня платежей и расширение отраслевого охвата может повысить эффективность на пути к поставленным климатическим целям.