Минфин решил оценить последствия расширения расчетов в нацвалютах со странами ШОС
Контракт на проведение исследования заключен с Экономической экспертной группойМинфин интересуется экономическими последствиями от перехода на расчеты в нацвалютах со странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС; в нее входят Индия, Казахстан, Киргизия, Китай, Пакистан, Россия, Таджикистан, Узбекистан). Ведомство разместило на сайте госзакупок заявку на проведение научного исследования этого вопроса. Актуальность исследований по теме расширения расчетов в нацвалютах значительно возросла из-за введения в отношении России ограничений, сообщил «Ведомостям» представитель Минфина.
Стоимость госзакупки – 50 млн руб. Победителем конкурса стал аналитический центр «Экономическая экспертная группа» (ЭЭГ). Кроме исследования расширения расчетов в нацвалютах в этот заказ вошло еще несколько тем. Главные из них – оценка последствий экономических кризисов в Аргентине, Бразилии, Греции и Турции, а также изучение зарубежного санкционного законодательства.
В числе других направлений исследования – анализ макроэкономических последствий изменения климата и мер по его смягчению в контексте работы «Группы 20», вызовы постпандемийного восстановления экономики и оценка предложений международных организаций по управлению потоками капитала.
Выбор тем обусловлен активным участием Минфина в международных форумах и организациях и, соответственно, необходимостью формировать и продвигать российскую повестку на этих площадках, уточнил представитель Минфина.
ЭЭГ была создана в 1997 г. – она объединила экономистов, которые оказывали аналитическую поддержку департаменту макроэкономической политики Министерства финансов в рамках международных проектов с 1994 г., говорится на ее официальном сайте. С момента появления по настоящее время ЭЭГ постоянно работает в тесном контакте с правительством (прежде всего Минфином и Минэкономразвития), Банком России и администрацией президента.
«Ведомости» направили запросы гендиректору и руководителю ЭЭГ.
Линия ШОС
Эксперты должны провести анализ текущего состояния взаиморасчетов в национальных валютах между странами – членами ШОС, выявить ограничения, сдерживающие их развитие, и изучить страновой опыт по их стимулированию, говорится в материалах к закупке. Помимо аналитики экономисты должны подготовить тематические доклады и проекты тезисов к выступлениям Минфина на мероприятиях ШОС.
Россия – лидер среди стран ШОС по доле национальной валюты во внешнеторговых расчетах, говорится в материалах Минфина. Дальнейший рост этого показателя может снизить зависимость макроэкономики от политики стран – эмитентов резервных валют, а также сократить санкционные риски, «в то же время с теоретической точки зрения оно может иметь последствия для эффективности денежно-кредитной политики в случае быстрого роста рублевой ликвидности на счетах нерезидентов».
29 июля министр иностранных дел Сергей Лавров сообщил, что на саммите стран ШОС в сентябре будет принята договоренность о расширении возможностей использования национальных валют во взаимной торговле. Для этого уже есть конкретные механизмы, а на заседании Совета министров иностранных дел согласована дорожная карта.
В марте глава Минэкономразвития Максим Решетников говорил, что о постепенном переходе на расчеты в национальных валютах договорились страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Таким образом, в союзе приступили к «созданию единого рублевого пространства», подчеркивал он. В начале июля Минэк оценивал, что доля расчетов в нацвалютах во взаимной торговле ЕАЭС уже превысила 75%. Киргизия и Россия полностью перешли на расчеты в рублях, сказал министр экономики и коммерции Киргизии Данияр Амангельдиев.
Механизмы по запуску платежей в национальных валютах в настоящее время прорабатываются с рядом дружественных государств, отмечает руководитель направления «Макроэкономический анализ и финансовые рынки» ЦСР Наталья Сафина. Например, подобные инструменты были запущены с Индией, напомнила она. По словам Сафиной, одно из препятствий для оперативного перехода на платежи связано с тем, что не все страны в равной степени обладают необходимой финансовой инфраструктурой. В частности, для этого необходим аналог западной системы обмена финансовыми сообщениями SWIFT, к которому должны подключиться все заинтересованные государства.
Сейчас ШОС – это политическая организация, где есть элементы диалога по экономическим вопросам, очевидно, что ее роль будет расти, считает заведующий кафедрой торговой политики ВШЭ Максим Медведков. В отличие от ЕАЭС у ШОС нет возможности принятия наднациональных решений, но эксперт не исключает, что это может измениться, пока же это «возможность диалога по большим фундаментальным вопросам международной жизни».
Анализ кризисов и санкций
Исследование предпосылок возникновения и последствий экономических кризисов в зарубежных странах «будет способствовать повышению качества решений, принимаемых руководством Минфина» как в отношении проводимой экономической политики, так и по вопросам развития международного сотрудничества, говорится в документе. Наиболее интересными для изучения являются кризисные явления в Аргентине (с 2014 г. по настоящее время), Бразилии (2014–2016 гг.), Греции (с 2010 г. по настоящее время) и Турции (с 2018 г. по настоящее время).
Исследования по этой теме должны включать анализ основных предпосылок возникновения кризиса (проблемы во внешнем секторе, в налогово-бюджетной и денежно-кредитной политике и проблемы долговой устойчивости), описание социально-экономических последствий для страны и оценку эффективности принимаемых мер. Помимо аналитической записки и доклада эксперты должны будут подготовить краткое изложение основных выводов в формате презентации и семинар по этой теме.
Также эксперты проведут мониторинг и анализ положений санкционного законодательства США, ЕС, Канады, Японии и Австралии, оценят каналы воздействия на экономику России и последствия от изоляции, ограничения участия в международных финансовых и экономических организациях. Кроме того, эксперты должны будут подготовить предложения по минимизации эффектов от применяемых мер.
В пояснениях к закупке Минфин отмечает, что Россия находится под санкционным давлением западных стран начиная с 2014 г., однако «рестрикции, принимаемые США, ЕС и их союзниками начиная с февраля 2022 г., носят беспрецедентный характер». Например, впервые блокируются международные резервы одной из ведущих мировых экономик, предпринимаются попытки изоляции российской экономики от глобальной финансовой системы за счет отключения банков от SWIFT и системы корреспондентских счетов. Кроме этого декларируется курс на отказ от поставок российской продукции на западные рынки, что в краткосрочной перспективе приводит к всплеску цен на сырьевые товары, а в среднесрочной – означает необходимость масштабной перестройки внешнеторговых потоков. Наряду с постоянным расширением режима ограничений размытость их формулировок приводит к уходу широкого спектра зарубежных компаний с российского рынка, обусловливая риски разрыва производственных цепочек, считают в Минфине.
Анализ опыта других стран при принятии макроэкономических решений очень важен, поэтому нужно заимствовать рациональные способы решения кризисных вопросов и избегать повторения ошибок, полагает Медведков: «Это хорошая школа, где можно чему-то научиться». Научно-исследовательские работы – это лишь один из инструментов, которые помогают принимать решения в период повышенной неопределенности, считает Сафина. По словам Медведкова, в выборе именно этого инструмента нет ничего необычного, так как для всестороннего анализа иностранного законодательства, финансовой системы других стран, работы центральных банков, кредитных организаций и компаний, которые включены в контур внешнеэкономической деятельности, проведения круглого стола с экспертами недостаточно.
Вероятно, Минфин находится на этапе принятия решений по вопросам, которые он хочет изучить, и опора на аналитические исследования «не может не радовать», говорит Медведков. Результаты работ, возможно, будут востребованы при разработке стратегических и оперативных документов Минфина, согласен кандидат экономических наук, преподаватель факультета «Форсайт» РЭУ им. Г. В. Плеханова Денис Домащенко. По его словам, аналитические исследования с хорошим бюджетом стимулируют рабочие группы привлекать высококлассных и ответственных специалистов, а «непосредственно госзаказ – это конкретная кропотливая и тяжелая работа с источниками, разработка и верификация моделей». Это требует от экспертов значительных усилий и времени, резюмирует эксперт.