Минфин предложил смягчить требования для господрядчиков бюджетных строек

Ведомство хочет резко снизить максимальный размер обеспечения
Минфин предложил смягчить требования для исполнителей бюджетных господрядов на строительство/ Андрей Гордеев / Ведомости

Минфин предложил смягчить требования для исполнителей бюджетных господрядов на строительство. Ведомство хочет понизить максимальный размер залога по контрактам по 44-ФЗ, следует из поправок к «Правилам осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности за счет средств федерального бюджета». Проект постановления правительства 17 августа был вынесен на общественное обсуждение, «Ведомости» ознакомились с документом.

Сейчас максимальная планка залога, который заказчик может требовать от подрядчика, – 30% от цены контракта (минимальная – 0,5%). Министерство предлагает ограничить размер обеспечения 20% от цены контракта с вычетом цены аванса, если она не превышает 1 млрд руб. Для подрядов, стоимость которых превышает 1 трлн руб., максимальный размер обеспечения не должен превышать 15% от цены контракта.

Ограничения на обеспечение распространяются в том числе на контракты, заключенные с единственным исполнителем и предполагающие выплату ему авансового платежа.

Как указывают в Минфине, заказчики зачастую ставят максимально возможный размер обеспечения, что становится серьезной финансовой нагрузкой для исполнителей.

Целью законопроекта в министерстве называют ускорение исполнения контрактов по капитальному строительству в условиях ограничительных мер в отношении России.

Представитель Минфина не ответил на уточняющие вопросы «Ведомостей». В пресс-службе Минстроя запрос также оставили без ответа.

Минус 1% от себестоимости

Главная цель Минфина в рамках данной инициативы не столько ускорить исполнение контрактов, сколько не допустить остановки крупных строительных проектов, считает управляющий директор МЭФ Александр Радуцкий. Максимальный размер обеспечения контрактов в 30%, который, по замечаниям Минфина, и указывает большинство заказчиков, был установлен в 2021 г., еще до СВО и экономической блокады России, в текущих условиях для большинства исполнителей контрактов он становится крайне высокой финансовой нагрузкой, отмечает Радуцкий. По его словам, это действительно ограничивает возможности потенциальных исполнителей участвовать в капитальном строительстве и поэтому существует реальный риск остановки крупных строек.

Обеспечение исполнения контрактов, как правило, предоставляется в виде банковских гарантий и банки, понимая, что работа со строительной отраслью сейчас несет в себе высокие риски, с очень большой осторожностью смотрят на потенциальных исполнителей госконтрактов, добавляет эксперт.

3,4 млн

контрактов на общую сумму 8,9 трлн руб. было зарегистрировано в реестре в 2020 г., следует из данных последнего доклада Минфина о результатах госзакупок по 44-ФЗ. Стоимость подрядов в сферах «Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства», «Здания и работы по возведению зданий», «Работы строительные специализированные» составляет в общей сложности 2,9 трлн руб. Количество заключенных контрактов – около 180 000

Для контрактов, цена которых превышает 1 трлн руб., установление предельного размера обеспечения в 15% – это серьезное снижение финансовой нагрузки на исполнителей, так как при максимальных 30%, которые заказчики могут ставить сейчас, это смягчение сразу в 2 раза, продолжил эксперт. Государству сейчас особо важно поддержать строительство таких инфраструктурных объектов, как мосты, водоканалы и объекты, связанные с энергоснабжением, поэтому инициатива Минфина скорее касается именно инфраструктурного строительства, полагает он.

В случае принятия инициативы Минфина финансовая нагрузка на исполнителей госконтрактов в области капитального строительства может упасть в 1,5–2 раза, оценил представитель банка ПСБ. Себестоимость от суммы контракта снизится на 0,5–1% в зависимости от цены и срока реализации, продолжил он. При этом такая мера вряд ли скажется на темпах капитального строительства, поскольку их в первую очередь определяет специфика работы в этом секторе, полагают в ПСБ.

Ограничение обеспечения исполнения контрактов позволяет снизить расходы подрядчика, связанные с заключением договора, так как размер залога напрямую влияет либо на размер комиссии, которую необходимо оплатить за предоставление банковской гарантии, либо на сумму, которую подрядчик должен «вытащить из оборота», уточнил старший партнер Versus.legal, руководитель практики «Строительство и недвижимость» Илья Алембаев. Таким образом, одобрение инициативы Минфина все же позволит сократить риски и размеры кассовых разрывов, что довольно значимо, учитывая, что многие подрядчики работают в условиях отсутствия денежных средств на расчетных счетах, указывает эксперт.

Не только плюсы

Меры, предлагаемые Минфином, вряд ли станут по-настоящему эффективным инструментом поддержки отрасли, так как обеспечение исполнения контрактов очень часто и так составляет 15–20% от максимальной цены контракта, спорит руководитель департамента закупок и контрактной деятельности ЦСР Тимофей Акутин. Кроме того, в случае с подрядами, цены которых остаются ниже 1 трлн руб., снижение максимального лимита с 30 до 20% от контракта не станет серьезным облегчением для исполнителей, продолжил эксперт.

Например, при цене контракта в 30 млн руб., где установлен максимальный размер залога в 30%, на обеспечение потребуется, соответственно, 9 млн руб., говорит Акутин. При снижении до 20% сумма понизится до 6 млн руб. Но фактически подрядчику не требуется вносить всю сумму – достаточно банковской гарантии, которая покрывает этот предполагаемый залог, подчеркнул Акутин. Разница в цене гарантий для внесения в виде обеспечения не так велика. Для 9 млн руб. ее цена составляет в среднем 400 000 руб., для 6 млн – 275 000 руб., подсчитал эксперт.

Более того, согласно ст. 96 44-ФЗ размер обеспечения не может быть меньше аванса – в связи с этим меры, предлагаемые Минфином, ограничат размер авансирования, опасается Акутин. В условиях санкционного давления и нестабильного рынка труда и материалов это может иметь весьма негативный эффект. Основной риск принятия инициативы Минфина связан с повышением вероятности убытков у заказчика и невозможностью взыскать с подрядчика штрафные санкции, считает Алембаев.