Суды смогут устанавливать даты расторжения договоров между сторонами задним числом

Это связано с тем, что российские контрагенты не могут исполнять обязательства по договорам из-за санкций
Корректируемая Минюстом норма ГК дает дополнительную свободу в изменении договора/ Максим Стулов / Ведомости

В судах можно будет устанавливать момент, с которого позволят считать договоры между сторонами в гражданских процессах измененными или расторгнутыми. Поправки в п. 3 ст. 453 Гражданского кодекса РФ (последствия изменения и расторжения договора) предложил Минюст. Сейчас, согласно ГК, у сторон есть возможность не идти в суд, а самим заключить соглашение об изменении или расторжении условий договора.

Если же стороны решили идти в суд, то по действующему законодательству договоры считаются измененными или расторгнутыми только после вступления в силу соответствующего решения суда. Поправки Минюста предлагают возможность изменить или расторгнуть договор с любого момента, который определит суд. То есть как задним числом, так и в будущем.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он разработан по итогам заседания правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций от 11 марта. Инициатива направлена на расширение возможностей правовой защиты субъектов гражданского оборота, которые не исполнили обязательства по договору, поскольку «существенно изменились обстоятельства».

Согласно ст. 451 ГК РФ, существенное изменение обстоятельств является основанием для изменения или расторжения договора (если другое не предусмотрено самим договором). Существенным обстоятельство признается тогда, когда оно изменилось настолько, что если бы стороны это предвидели, то они бы не заключали договор или заключили его на совершенно других условиях. В пояснительной записке приводится такой пример: работы по установке оказались не выполнены из-за отсутствия оборудования, которое контрагент (иностранная организация) отказался поставить, и при этом стороны не смогли договориться о замене иностранного оборудования отечественным.

Изменение условий договора действует только в будущем времени, в том числе это касается ситуаций, когда договор изменяет суд, говорит юрист коллегии адвокатов Delcredere Ян Гончаров: «[Сейчас] закон предусматривает исключение: если договор изменяет не суд, а стороны, то они могут договориться о действии изменений на прошедшие периоды». Законопроект же предполагает, что не только стороны, но и суд может изменить договор за прошедшее время, говорит Гончаров, – предлагаемые изменения могут внести неопределенность в коммерческие отношения.

Корректируемая Минюстом норма ГК дает дополнительную свободу в изменении договора, предусматривая право суда изменить договор не только с момента вступления решения в силу, но и с иного момента, указанного в решении, говорит партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин.

Поправка предусматривает ситуацию, когда договор может быть изменен или расторгнут в дату, указанную в решении суда, говорит партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. Вероятно, авторы законопроекта считают, что суд может указать в своем решении дату принятия решения о санкционных ограничениях, если они стали причиной расторжения или изменения договора, добавляет он.

В марте глава думского комитета по госстроительству Павел Крашенинников вносил похожую инициативу, которая регулировала ситуации, если стороны не могут исполнять договор. Он предлагал поправки к закону о введении в действие первой части ГК РФ: дополнить ее новой статьей, которая позволяет бизнесу и другим лицам не исполнять обязательства, если это становится «окончательно невозможным» при введении «ограничительных мер» против России в «условиях недружественных действий иностранных государств».

В мае против этой инициативы выступил Минфин, писали «Ведомости».