Минфин начнет привлекать ликвидность с рынка напрямую

Для кредитования будет использована схема с обратным репо
Андрей Гордеев / Ведомости

Минфин планирует начать кредитоваться на финансовом рынке с помощью механизма репо, которым предполагается привлечение ликвидности под залог ценных бумаг с условием их обратного выкупа. Об этом говорится в проекте Основных направлений налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики на 2023–2025 гг. Сделки будут проводиться в тестовом режиме, уточняется в документе.

Пресс-служба Минфина переадресовала запрос «Ведомостей» в Федеральное казначейство. Представитель ведомства пояснил «Ведомостям», что ликвидность планируется привлекать прежде всего по договорам обратного репо. Ведомство уже практикует использование прямого механизма для размещения временно свободных бюджетных остатков, напомнил он. Сейчас такие сделки предполагают выкуп казначейством ценных бумаг – ОФЗ, ипотечных ценных бумаг и облигаций субъектов – через биржевые аукционы при условии их последующей продажи через определенный срок. Но пока такие обязательства не наступили, бумаги могут быть использованы как инструмент привлечения средств по договорам обратного репо, пояснил собеседник.

Например, если срок прямого репо – неделя, можно проводить обратное на одни сутки и использовать те же ценные бумаги.

Получение быстрой ликвидности с помощью этого механизма может быть востребовано в случае «непредвиденной» ситуации с остатками средств на счете и при отсутствии возможности досрочного прекращения обязательств по другим сделкам по размещению остатков, объяснил представитель Федерального казначейства.

Кредитоваться под залог ценных бумаг планируется в рамках работы «по обеспечению нулевого уровня неразмещенных остатков денежных средств бюджета», говорится в Основных направлениях Минфина.

Доходы за счет управления казначейством остатками федерального бюджета за первое полугодие составили 137,1 млрд руб., что в 1,5 раза превышает их объем за весь 2021 год. Поступления от размещения средств субъектов превысили 85 млрд руб. Это более чем в 2 раза больше результата за прошлый год.

Банкам интересно

Основная цель Минфина – получить инструмент оперативного управления ликвидностью, максимизировав размещение средств бюджета в рынок (без создания запасов по непредвиденные расходы), говорит старший вице-президент, директор казначейства банка «ФК Открытие» Дмитрий Орлов. В условиях планируемого дефицита бюджета Минфин пытается оптимизировать стоимость привлечения средств, добавляет руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. В том числе за счет более гибкого управления остатками, объясняет она: не допускать кассовых разрывов и одновременно не накапливать избыточные средства на счете, за пользование которыми нужно постоянно платить.

Чем больше свободных бюджетных денежных средств размещено в доходные инструменты, тем выше доходы, говорит главный аналитик Совкомбанка Наталья Ващелюк.

Пятилетка в дефиците

На ближайшие пять лет российский бюджет ожидается дефицитным: в 2023 г. он должен составить 2,9 трлн руб., или 2% ВВП, в 2024 г. – 2,2 трлн руб., или 1,4% ВВП, в 2025 г. – 1,3 трлн руб., или 0,7% ВВП. В 2023 г. расходы госказны ожидаются на уровне 26,13 трлн руб., в 2024 г. – 29,4 трлн, в 2025 г. – 29,2 трлн.

Репо удобнее классических депозитов с точки зрения оперативного привлечения ликвидности, говорит Беленькая. Обычно сделки репо дают доходность выше банковских депозитов, при этом сроки его могут быть очень короткими, тогда как банкам интересны депозиты с большими сроками, объясняет главный макроэкономист УК «Ингосстрах-инвестиции» Антон Прокудин. На депозитах к концу 2021 г. государство держало 1,7 трлн руб.

ЦБ вряд ли будет предоставлять Минфину ликвидность по соглашениям репо – это может быть признано финансированием дефицита бюджета, что запрещено законом о Центробанке, говорит Беленькая. Минфины некоторых других стран целиком хранят средства в банковском секторе, а не в ЦБ, отмечает главный экономист «Ренессанс капитала» Софья Донец, это позволяет увеличить доходы от размещения этих средств – по счетам Банка России, например, не предлагается процентная ставка. Но Минфин будет использовать такие операции как временные инструменты, полагает экономист.

Интерес банков

Привлечение и размещение средств через операции репо сейчас востребованный рыночный инструмент управления ликвидностью, который широко используют как банки, так и корпоративные участники денежного рынка, говорит представитель ВТБ. Поэтому у них не должно возникнуть каких-либо технических или операционных сложностей с проведением операций обратного репо с Минфином, считает он. По мнению ВТБ, появление дополнительного инструментария при управлении бюджетными средствами позволит расширить горизонты планирования ресурсов, имеющихся в распоряжении Минфина, и удлинить дюрацию временно свободных средств, размещаемых в банковской системе.

При избытке ликвидности и рыночном уровне ставок заимствования Минфин как первоклассный заемщик может быть интересен банкам, говорит Орлов. Интерес к инструменту будет зависеть в первую очередь от соответствия предлагаемой ставки рыночному уровню, отмечает представитель ВТБ: по краткосрочным ресурсам он колеблется сейчас в пределах ключевой ставки Банка России (7,5%) плюс-минус 1%.

В банковской системе профицит ликвидности (1 трлн руб. на 4 октября), поэтому сектор может стать источником необходимых Минфину средств, если процентные ставки будут выше, чем на депозитных аукционах ЦБ (сейчас это диапазон 6,5–7,5%), отмечает Ващелюк. Инструмент может быть интересен банкам, испытывающим краткосрочный дефицит ликвидности, отмечает Донец.

На ближайшие пять лет российский бюджет ожидается дефицитным: в 2023 г. он должен составить 2,9 трлн руб., или 2% ВВП, в 2024 г. – 2,2 трлн руб., или 1,4% ВВП, в 2025 г. – 1,3 трлн руб., или 0,7% ВВП. В 2023 г. расходы госказны ожидаются на уровне 26,13 трлн руб., в 2024 г. – 29,4 трлн, в 2025 г. – 29,2 трлн.