Минтруд предложил давать таксистам и курьерам льготные заказы за добровольные отчисления на пенсию
Но ведомство хочет узаконить и штрафы за срыв уже оплаченной услугиМинтруд определился с регулированием платформенной занятости – деятельности самозанятых и индивидуальных предпринимателей, которые оказывают услуги посредством цифровой платформы (например, «Яндекса», «Сбера», Profi.ru или You.Do). Одним из ключевых пунктов дискуссии о вводе такого формата трудоустройства в правовое поле был вопрос, должны ли такие площадки обеспечивать работникам соцгарантии – производить отчисления на пенсионное и социальное страхование, больничные, отпускные, декретные и т. д. Согласно рабочей версии проекта поправок к закону о занятости, подготовленных Минтрудом, для операторов цифровых платформ обязанности по отчислениям в пенсионные и социальные фонды не предусмотрено. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, знакомых с содержанием документа.
При этом Минтруд, по их словам, предлагает операторам предоставлять работникам, которые подключились к добровольным системам соцгарантий, более выгодные условия по выполняемым ими заказам. Например, если самозанятый курьер заключил договор негосударственного пенсионного обеспечения или ДМС, платформа может установить для него меньший по сравнению с общим правилом размер комиссии. По их словам, это должно стать стимулом для работников самостоятельно уплачивать страховые взносы в фонды.
В обязанностях для операторов цифровых платформ отдельно прописано, что нужно информировать занятых о продуктах негосударственных пенсионных фондов и возможности добровольных отчислений на пенсионное и медицинское обслуживание, отмечают собеседники. Минтруд также предложил дать право операторам софинансировать эти расходы по их усмотрению, подчеркивают источники. Такой опыт уже был у «Яндекса», который в 2020 г. проводил эксперимент по предоставлению соцгарантий самозанятым и индивидуальным предпринимателям, сотрудничающим с «Яндекс.Такси», «Яндекс.Лавкой» и «Яндекс.Едой». В 2021 г. представитель «Яндекс.Такси» сообщал, что компания планирует инвестировать 1 млрд руб. собственных средств в программу страхования для водителей и курьеров, которая будет предусматривать компенсацию по болезни и травмам в результате несчастных случаев.
Работа по обеспечению механизмов добровольного страхования для самозанятых ведется, сообщил «Ведомостям» представитель Минтруда. Сейчас у таких граждан уже есть возможность участвовать в добровольном государственном пенсионном страховании, добавил он. По словам представителя Минтруда, параметры такой модели выработаны с учетом опросов. Модель добровольного социального страхования для них была представлена в конце сентября на Всероссийской неделе охраны труда в Сочи. Размер ежемесячного страхового взноса будет рассчитываться исходя из базового страхуемого дохода: в 2023 г. он составит 32 484 руб., а ежемесячный взнос будет составлять 1247 руб., сообщал Минтруд.
По данным опроса ЦСР, 92% респондентов, сотрудничающих с платформами, считают, что у них должны быть социальные гарантии: больничные, выплаты при несчастных случаях, пенсия и оплачиваемый отпуск.
Штрафы и время работы
Минтруд также предлагает дать право операторам цифровых платформ «применять меры ответственности», т. е. штрафовать за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в рабочую смену в соответствии с договором, сообщают источники. На практике это и так возможно. Максимальное время работы предлагается ограничить 24 часами, но собственники площадок могут сами устанавливать предел количества часов, добавляют они. Оператор обязан информировать занятого об условиях заказа, включая место и время его выполнения, а также размер вознаграждения.
Для решения спорных и конфликтных ситуаций между платформенным занятым и оператором Минтруд предлагает создать Совет цифровых платформ занятости, куда работник сможет подать жалобу, отмечают источники. Предполагается, что в его состав будут входить представители как площадок, так и органов власти.
В законопроекте прописаны права и обязанности оператора цифровой платформы, права и обязанности занятого на такой площадке, а также требования к платформе, отмечают источники. Например, указано, что оператор может участвовать в расчете стоимости заказа, определять порядок, размер и частоту выплаты, а также вести учет рейтинга выполнения заказа. Оператор обязан информировать занятого об условиях заказа, включая место и время его выполнения, а также размер вознаграждения.
Среди требований к цифровой платформе есть, например, возможность отказа платформенного занятого от исполнения заказа. Кроме того, оператор не может ограничивать доступ к заявкам от конкретного заказчика для определенных групп платформенных занятых и устанавливать ограничения на распределение заказов для них.
Подходы к работе
Представитель Минтруда сообщил «Ведомостям», что новые нормы закона еще обсуждаются с экспертным сообществом в пределах рабочей группы. «На данном этапе, несмотря на то что проект находится в высокой степени готовности, говорить о конкретных его параметрах преждевременно. После завершения проработки новых норм внутри рабочей группы он будет представлен на общественное обсуждение», – отметил он.
«Обсуждение форматов регулирования продолжается, мы и другие платформы принимаем в нем участие. Пока говорить о какой-то финализации обсуждения рано», – отмечает представитель «Яндекс Go». По его словам, основные идеи, заложенные в текущую концепцию, – принцип саморегулирования и добровольное страхование различных рисков и отчислений в соцфонды. По данным опроса «Яндекса», более 60% водителей и курьеров готовы участвовать в страховых программах, но при условии, если они будут добровольными, отметил представитель компании.
Представитель РСПП отказался от комментариев. «Ведомости» направили запрос в «Сбер», Avito, Profi.ru.
Представитель маркетплейса YouDo сообщил, что компания участвует в рабочей группе при Минтруде по вопросам самозанятости и платформенной занятости. По его словам, обсуждение еще продолжается. «Министерство учитывает интересы и бизнеса, и исполнителей», – отмечает собеседник. Цифровые платформы занятости могут помогать решать вопросы оперативного перераспределения трудовых ресурсов в условиях сложной экономической ситуации, добавил он.
«Платформенная занятость охватывает несколько миллионов человек, и это большой шаг, что Минтруд выделяет новые формы занятости, но сам подход к социальной защите, на наш взгляд, не совсем правильный и с точки зрения международных стандартов труда, и с точки зрения нашего законодательства», – заявил пресс-секретарь Федерации независимых профсоюзов России Олег Соколов. Базовые риски должны гарантироваться – пенсионные права, пособия по безработице, временной нетрудоспособности, считает он, а социальные гарантии не должны зависеть от формы занятости.
5 млн человек
Столько самозанятых зарегистрировано в России, по данным ФНС на 6 июня 2022 г.
По его словам, здесь может быть дифференцированный подход. Для самозанятых и индивидуальных предпринимателей можно предусмотреть добровольный подход к отчислениям. Если речь о платформенной занятости, которая имеет массовый характер, а значит, несет социальные риски, то должны быть социальные гарантии либо со стороны государства, либо со стороны квази-работодателя, каковым является цифровая платформа, уверен Соколов. «В наших предложениях есть право на социальные и трудовые гарантии. Мы считаем, что труд должен ограничиваться 120 часами в месяц, должен гарантироваться минимальный доход в виде МРОТ», – добавляет он. Кроме того, одно из базовых условий, которое распространяется на всех занятых, с точки зрения Международной организации труда (МОТ) – это право на коллективные переговоры, оно должно быть и у самозанятых, и платформенных занятых.
Подход к социальным гарантиям для платформенных занятых отличается по странам. Во Франции, Швейцарии, Словакии, Нидерландах и Финляндии занятые посредством платформ независимо от их юридического статуса охвачены всеми формами социальной защиты, кроме страхования от безработицы и от несчастных случаев, говорится в докладе НИУ ВШЭ «Платформенная занятость: определение и регулирование». В отдельных наиболее обеспеченных странах с традиционно сильной системой социальной поддержки населения самозанятые уже сейчас, в рамках действующего законодательства, имеют доступ к подавляющему большинству гарантий наравне с занятыми по найму (Норвегия, Нидерланды).
Правовой статус
Это не финальная стадия законопроекта, параметры еще обсуждаются, подчеркивает участник рабочей группы по разработке концепции нового закона о занятости вице-президент ЦСР Екатерина Папченкова. Важно, что операторы цифровых платформ не работодатели, а платформенная занятость – это не трудовые, а гражданско-правовые отношения, для которых характерна большая гибкость, отмечает она. Вся суть в том, что платформенному занятому должна быть гарантирована свобода: что его не будут контролировать с точки зрения времени работы и места, никто не будет вводить для него обязательный график, добавляет Папченкова, и эта свобода компенсируется тем, что нет привычных социальных гарантий, которые есть у традиционного работника.
Задача законопроекта как раз в том, чтобы определить критерии платформенной занятости, ее отличия от трудовых отношений, добавляет Папченкова. При этом развитие частной добровольной инициативы платформ в сфере социального обеспечения занятых должна поощряться, считает она: «Такой подход интересен и самим платформенным занятым, которые заинтересованы в сохранении свободы и гибкости в своей работе». Жесткое регулирование может подорвать бизнес-модель самих площадок и остановить развитие платформенной экономики, подчеркивает Папченкова. «Мы в том числе смотрели зарубежный опыт, где вводились презумпции трудовых отношений, там были негативные последствия для платформенного рынка – платформы уходили с рынка или переструктурировались, работая через посредников», – добавляет она.
Правоотношения между оператором платформы и занятым действительно юридически не являются трудовыми, они регулируются нормами Гражданского кодекса, а значит, на них не распространяются требования, связанные с отчислениями в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования, отмечает управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.
В случае с курьерами чаще всего заключается гражданско-правовой договор, таким образом, платформа выступает заказчиком, а курьер – исполнителем или подрядчиком, отмечает Федюкин. По его словам, в случае с таксистами чаще всего заключается агентский договор, по которому перевозчик выступает заказчиком, а платформа лишь посредником. Кроме того, ряд агрегаторов в принципе не работают с физлицами и заключают договоры либо с ИП, либо с юрлицами, что уже само по себе исключает возникновение правоотношений в формате «работодатель – сотрудник», добавляет он. Сейчас любые вопросы и конфликтные ситуации, которые возникают между сторонами гражданско-правовых и агентских договоров, находятся вне компетенции Роструда и решаются, как правило, в судебном порядке, отмечает юрист.
В подготовке статьи участвовала Екатерина Кинякина