Минфин нарастил выпуск ОФЗ в ожидании возможного шторма в мировой экономике

Еще одна причина активности на рынке госдолга – нежелание тратить ФНБ
Минфин вернулся на рынок госдолга в третьем квартале/ Андрей Гордеев / Ведомости

Минфин в последние недели резко нарастил объемы размещения облигаций федерального займа (ОФЗ): в IV квартале ведомство привлекло почти 1,5 трлн руб., хотя ранее анонсировало «плавный возврат» на рынок после перерыва с февраля. Министерство увеличило активность по двум причинам.

Во-первых, в правительстве решили воспользоваться благоприятной конъюнктурой и разместить значительные объемы ОФЗ «проактивно, с запасом», сообщил близкий к кабинету министров источник и подтвердил другой собеседник, также близкий к правительству. Ранее, в преддверии возврата к выпуску госдолга после более чем полугодовой паузы, Минфин собирался лишь «протестировать рынок» в этом году, разместив ОФЗ на несколько десятков миллиардов.

«В глобальной экономике ожидается возможный шторм, который так или иначе может зацепить и российскую экономику, поэтому есть смысл привлечь ликвидность сейчас, пока условия складываются благоприятным образом», – уточнил источник «Ведомостей».

Вторая причина активности Минфина на долговом рынке – неэффективность использования фонда национального благосостояния (ФНБ) для финансирования дефицита бюджета, говорят собеседники. С точки зрения макроэкономической стабильности лучше размещать ОФЗ, чем брать деньги из ФНБ, что в условиях его блокировки означает фактически «квазиэмиссию», заявил один из источников. Выпуск госдолга в меньшей степени «давит на денежное предложение», поскольку тем самым меняется скорее структура кредита в экономике, чем его общий размер, пояснил он.

Оба собеседника заверили, что политика масштабного размещения ОФЗ «про запас» – общая позиция кабинета министров. «Правительство дало Минфину установку больше занимать», – уточнил один из источников.

Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

Изначально Минфин планировал занять в 2022 г. порядка 3,3 трлн руб., однако в начале февраля из-за возросшей волатильности на рынке приостановил проведение аукционов ОФЗ. В начале апреля министр финансов Антон Силуанов говорил, что министерство не планирует больше выходить на рынок заимствований в этом году. Но уже в июле стало известно, что Минфин собирается возобновить аукционы в III квартале («Ведомости» писали об этом 20 июля). Ключевой задачей источники тогда называли тестирование рынка. Выходить на «нормальные» объемы заимствований, по словам собеседников, планировалось только с 2023 г. В итоге Минфин вернулся на рынок госдолга 14 сентября, но затем вновь сделал паузу до 19 октября. На текущий момент министерство привлекло в IV квартале 1,4 трлн руб. при плане в 150 млрд руб., т. е. почти в 10 раз больше. Рекордное размещение состоялось 16 ноября: в ходе трех аукционов ведомство заняло 823 млрд руб. при совокупном спросе 1,2 трлн руб. С начала года объем заимствований Минфина уже превысил 1,5 трлн руб.

Высокий спрос

Вложения в российские гособлигации можно отнести к самым безопасным на сегодняшний день инвестициям, полагает заместитель заведующего базовой кафедрой инфраструктуры финансовых рынков НИУ ВШЭ Андрей Столяров. Для значительной части населения традиционно главным инструментом сбережения выступал депозит в банке – в целом это сопоставимый с ОФЗ по надежности вариант инвестиций, но процентные ставки по гособлигациям более привлекательны, добавил он. Кроме того, если приобретать бумаги, например, на бирже, то их можно в любой момент реализовать без потерь процентов, в отличие от депозитов, полагает Столяров. По его мнению, для населения, причем даже для инвесторов с опытом, относительно безопасных альтернатив депозитам и госдолгу практически не осталось. Вложения в валюту малоцелесообразны на фоне крепкого рубля, не говоря уже про геополитические факторы, в иностранные активы фактически невозможны из-за санкций, а российские корпоративные бумаги – акции и облигации – хотя и доступны и обладают хорошим потенциалом, все же для рядового инвестора довольно рискованны, прежде всего из-за общей волатильности рынка, резюмировал Столяров.

Как видим из аукционов последних недель, спрос участников рынка на гособлигации достаточно высок, в особенности на бумаги с плавающей ставкой, отметила заместитель начальника управления по работе с облигациями ИК «Велес капитал» Юлия Дубинина. На выпуски с фиксированной ставкой купона инвесторы ожидают премию к рынку от 10 до 30 базисных пунктов, но агрессивные заявки по доходности Минфин отсекает и размещение проходит плюс-минус на рыночных уровнях, добавила она.

Объем доступных для размещения в течение оставшихся до конца года четырех аукционных дней долгосрочных ОФЗ составляет порядка 1,65 трлн руб., из которых около 150 млрд приходится на наиболее привлекательные для инвесторов ОФЗ-ПК и 140 млрд руб. – на ОФЗ-ИН, указал главный аналитик по долговым рынкам БК «Регион» Александр Ермак. ОФЗ может сейчас рассматриваться как альтернатива депозитам, отметил старший директор, руководитель группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерий Пивень. Многое зависит от срока вложения средств, однако, если банки могут снижать ставку при досрочном расторжении вклада, купонная ставка по облигациям не зависит от срока инвестирования, заметил он. В то же время надо учитывать, что при росте ставок гособлигации дешевеют, в то время как сумма депозита не меняется, добавил эксперт. ОФЗ, как и другие финансовые инструменты, со временем будут играть большую роль в структуре сбережений, однако пока нет оснований полагать, что они станут полноценным конкурентом вкладам, заключил он.

ОФЗ являются хорошей альтернативой при сумме вложений в пределах 400 000 и возможности использовать вычеты по ИИС, указал эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Валерий Емельянов. Тогда суммарная доходность, по его словам, получается довольно интересной – порядка 10% годовых и выше. Покупка ОФЗ также оптимальна для тех, у кого сумма выше покрытия АСВ (1,4 млн руб.) и планируемый срок вложения более трех лет, добавил он: получается меньше риска и больше доходности.

Подготовка к рискам

В условиях стремительно меняющейся геополитической и внутриэкономической ситуации скромный план заимствований на IV квартал оказался условен, отметил эксперт «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк. Активные заимствования Минфина могут быть связаны с ростом расходов бюджета и падением доходов, предполагает он.

Доходы бюджета в 2022 г. могут оказаться ниже запланированных 27,7 трлн руб., согласен главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Нефтегазовые поступления могут сократиться из-за дальнейшего снижения цен на нефть или возможного сокращения объемов экспорта после введения европейского эмбарго и потолка цен на российскую нефть с 5 декабря, пояснил он: в этом сценарии могут сократиться и ненефтегазовые доходы бюджета, так как экономика получит меньше валютных доходов, которые можно было бы потратить внутри страны. Дефицит бюджета по итогам года, по мнению эксперта, может достигнуть 1,5–2 трлн руб. Возможно, Минфин видит риски увеличения дефицита и в ближайшие годы, добавил он: например, на фоне падения доходов из-за глобальной рецессии или санкций, или непредвиденного увеличения расходов.

Высокая активность по размещению ОФЗ может быть также связана с формированием подушки ликвидности для планового погашения госдолга, добавил главный аналитик ПСБ Дмитрий Монастыршин. В IV квартале этого года необходимо погасить ОФЗ на 562 млрд руб., а в следующем году – ОФЗ на 762 млрд руб. и еврооблигаций на $3 млрд (182 млрд руб. по текущему курсу), напомнил он: в совокупности получается довольно большая величина – 1,5 трлн руб.

Доходы бюджета в 2022 г. должны составить 27,7 трлн руб. (из них нефтегазовые 11,7 трлн, ненефтегазовые –16 трлн), в 2023 г. – 26,1 трлн руб. (нефтегазовые – 9 трлн, ненефтегазовые –17,2 трлн), следует из одобренного Госдумой в четверг закона о бюджете на ближайшие три года. Дефицит бюджета в этом году ожидается на уровне 1,3 трлн руб., или 0,9% ВВП, в 2023 г. – 2,9 трлн, или 2% ВВП. Основными источниками его покрытия должны стать заимствования на внутреннем рынке. При этом в 2023 г. для обеспечения сбалансированности бюджета возможно использование средств ФНБ в объеме 2,9 трлн. Объем фонда на конец 2022 г. ожидается на уровне 8,99 трлн руб. (6,2% ВВП), в 2023 г. – 6,3 трлн (4,2%). В 2023 г. Минфин планирует размещение государственных ценных бумаг в объеме 2,5 трлн руб.

Доходы бюджета за январь – октябрь 2022 г. составили 22,140 трлн руб. (в том числе нефтегазовые – 9,788 трлн, ненефтегазовые – 12,352 трлн), расходы – 22,011 трлн, профицит – 128,4 млрд, свидетельствуют предварительные данные Минфина.

Силуанов, комментируя во вторник, 22 ноября, планы по заимствованиям до конца года, отметил, что пока на рынке есть спрос, Минфин этим пользуется и привлекает ресурсы на приемлемых для себя условиях. «У нас среди источников финансирования дефицита есть два – фонд национального благосостояния и заимствования на финансовом рынке. ФНБ – это ресурс, который мы в последнее время используем для инвестиций, для развития экономики, для проектов. Поэтому сегодня есть возможность осуществлять заимствования на финансовом рынке, мы видим спрос со стороны инвесторов, мы предлагаем широкий набор инструментов для инвесторов, и они пользуются популярностью», – сказал он журналистам.

Российская экономика продолжает адаптироваться к вызовам и показывает устойчивость к целому ряду рисков, заявил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании по экономическим вопросам в среду, 23 ноября. При этом правительству, по его словам, нужно быть готовым к возможному дальнейшему усилению мирового кризиса и санкционного давления.