Немецкие эксперты улучшили прогноз по экономике Германии

Но в зимний период она будет находиться в рецессии, констатируют в IFO
Улучшение ожиданий по инфляции в Германии связано в первую очередь с административными мерами по контролю за ценами/ ROBERT SCHLESINGER / DPA / AFP

Рецессия в немецкой экономике наступит уже зимой 2022–2023 гг., но она будет менее разрушительной для ФРГ, чем ожидалось ранее, следует из декабрьского прогноза мюнхенского Института экономических исследований (Leibniz Institute for Economic Research at the University of Munich, IFO). Согласно ожиданиям IFO, к концу года динамика ВВП Германии войдет в отрицательную зону: спад будет продолжаться два квартала подряд. В октябре – декабре 2022 г. экономика сократится на 0,3% квартал к кварталу, в январе – марте 2023 г. – на 0,4%. По итогам 2022 г. немецкий ВВП вырастет на 1,8%. В 2023 г. будет зафиксирован спад – примерно на 0,1%. Инфляция при этом замедлится с 7,8% в 2022 г. до 6,4% в 2023 г., считают эксперты института.

В предыдущем докладе от 12 сентября институт прогнозировал динамику ВВП в 1,6% в 2022 г. и -0,3% в 2023 г. Ожидалось, что инфляция достигнет 8,1% в 2022 г. и 9,3% в 2023 г.

«Немецкая экономика страдает от масштабных логистических шоков. Узкие места в энергетике, сложности с промежуточными продуктами и рынком труда подвесили производство и спровоцировали рост инфляции. Давление на цены не ослабнет вплоть до 2024 г. и затем замедлится. ВВП сократится в течение зимнего полугодия 2022–2023 гг., подталкивая немецкую экономику к рецессии. Начиная с весны 2023 г. экономика начнет восстанавливаться, а со второй половины – расти более уверенно», – пишут эксперты.

Некоторая корректировка ожиданий немецких экспертов связана во многом с неопределенностью эффекта от ужесточения ДКП, которую испытывала экономика Германии в сентябре, уверена ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Ирина Ипатова. В сентябре, когда IFO опубликовал свой предыдущий доклад, инфляция в ФРГ ускорилась до 10% г/г, хотя к тому моменту ЕЦБ уже дважды повышал процентную ставку: до 0,5% по решению 21 июля и до 1,25% по решению 8 сентября.

Пессимистичность ожиданий усугублялась глубоким энергетическим кризисом и ожиданиями холодной зимы, добавляет эксперт. Повышение ставок начинает давать эффект: инфляция в Германии вернулась к отметке 10% г/г в ноябре после ускорения до 10,4% в октябре, в еврозоне она также замедлилась до 10% в ноябре после рекордных 10,7% в октябре, указывает она. Октябрь оказался весьма теплым для Европы, что дало европейским странам возможность сократить расход энергоресурсов, и в том числе благодаря этому газохранилища Германии, а также Франции, Италии, Испании, Нидерландов, Дании, Хорватии, Швеции и Польши были заполнены более чем на 90%, напомнила Ипатова.

Улучшение ожиданий по инфляции в Германии связано в первую очередь с административными мерами по контролю за ценами на электроэнергию и газ, уверен первый вице-президент ЦСР Борис Копейкин. В качестве примера такой меры можно назвать введение льготного проездного за 9 евро, по которому немцы могли передвигаться по Германии на общественном транспорте с июня по август – этот проездной стал ответом немецкого правительства на резкий рост цен на бензин, который значительно ограничивал возможности автомобилистов. Незначительный пересмотр ожиданий экономической динамики в лучшую сторону отражает как несколько лучшие чем ожидалось результаты III квартала 2022 г., так и действие ряда других стимулирующих мер поддержки со стороны правительства, резюмирует Копейкин.

Спад немецкой экономики в конце 2022 г. – начале 2023 г. – это консенсус-взгляд участников рынка, и в последние месяцы его разделяет и правительство ФРГ – в сентябре о высоком риске рецессии из-за инфляции заявил министр экономики страны Роберт Хабек, а в октябре правительство ФРГ ожидало роста ВВП на 1,4% и инфляции 7% по итогам 2022 г., а после – рецессии и сокращения ВВП на 0,4% в 2023 г., напоминает эксперт.

Основные причины рецессии, как и указано в отчете IFO, – шоки со стороны предложения, энергокризис и состояние рынка труда, где номинальные зарплаты показали стремительный, по меркам Германии, рост, отмечает он. В совокупности это приводит к ограничению предложения и поддерживает рост цен на фоне все еще сильного спроса, заключает Копейкин.

В отличие от США, где также на фоне ужесточения ДКП замедляется инфляция (до 7,1% в ноябре после 7,7% в октябре), Германия, как и Европа в целом, остается в зоне высокого рецессионного риска в связи с неопределенностью на энергорынке, соглашается Ипатова. Холодная зима, которую до сих пор предсказывают ЕС, может привести к новому скачку цен на энергоносители и это, безусловно, углубит рецессию, уверена эксперт.

Высокие цены на энергию не только ударят по благосостоянию населения, но также сильно усложнят условия деятельности немецкой промышленности: многие предприятия окажутся на грани банкротства, другие будут перемещать свои активы в США, считает Ипатова. Этому будет способствовать колоссальная разница в ценах на европейский и американский газ: если в декабре цены на газовые фьючерсы в Европе колебались на уровне $1460 за 1000 куб. м, то в США они до сих пор остаются вблизи уровней $250 за 1000 куб. м, уверена она. Также бегству производств из Европы в США будет способствовать американский закон о снижении инфляции (Inflation Reduction Act, IRA), предлагающий значительные субсидии промышленности, производящей свою продукцию в Северной Америке, отмечает эксперт.

Тем не менее ситуация в Германии может нормализоваться: несмотря на политическую напряженность, поставки газа в Европу остаются на высоком уровне (11,9 млн т по итогам ноября, 11,62 млн т прогнозируется в декабре – данные Kpler) и Россия, по данным Bloomberg, снова может стать лидером по поставкам, добавляет Ипатова.

Действующая политика ЕЦБ, вероятнее всего, позволит Германии справиться с рекордными показателями инфляции в среднесрочной перспективе, хотя спастись от рецессии немецкой экономике вряд ли удастся, считает доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Татьяна Белянчикова. Хотя рецессия вряд ли будет очень глубокой, она все равно будет сопровождаться значительной социальной напряженностью и некоторым снижением доверия к правительству, полагает эксперт.