В ЕС решили с 2024 года повысить ставки в низконалоговых юрисдикциях

Механизм Pillar 2 может коснуться российских групп с выручкой от 750 млн евро
Президент Совета Европы Шарль Мишель на заседании 15 декабря пообещал, что ЕС внедрит механизмы Pillar 1 и Pillar 2/ John THYS / AFP

В Евросоюзе (ЕС) одобрили внедрение антиофшорных налоговых механизмов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, объединяет развитые страны) для глобальных корпораций – Pillar 1 и Pillar 2. Об этом говорится в перечне решений Совета Европы (СЕ), опубликованном 15 декабря.

Первый принцип предусматривает налогообложение глобальных компаний с выручкой более 20 млрд евро по месту получения ими доходов. Изначально эта мера моделировалась для того, чтобы цифровые гиганты платили налоги в стране, население которой принесло им доходы. Pillar 2 повышает минимальную ставку налога на прибыль до 15% для холдингов с доходами от 750 млн евро. Главная задача этого механизма – выровнять фискальные условия между юрисдикциями. Причем Pillar 2 СЕ рекомендовал внедрить на общеевропейском уровне уже с 1 января 2024 г. Директиву следует интегрировать в национальное законодательство членов ЕС уже к концу 2023 г. ЕС, таким образом, станет первопроходцем в применении глобального соглашения по Pillar 2, говорится в материалах СЕ.

В октябре 2021 г. более 130 стран, включая Россию, согласовали внедрение этих принципов. В целом тема адаптации российского законодательства к международным инициативам была главной в прошлогодней налоговой повестке. Минфин называл интеграцию Pillar 1 и Pillar 2 в Налоговый кодекс (НК) одной из главных задач на 2022 г. Активная дискуссия велась и на уровне ОЭСР. В декабре прошлого года организация подготовила рамочный закон об интеграции Pillar 2. Но после начала СВО дискуссия о международных инициативах сошла на нет не только по линии Россия – ОЭСР, но и внутри организации в целом. Более того, возврат к обсуждению этой темы среди развитых стран оказался достаточно неожиданным: она была исключена из повестки последнего заседания Совета по экономическим и финансовым вопросам Европы (ECOFIN) 6 декабря. Внимание на это обратили эксперты Б1 (бывший EY в России). Затишье возникло в том числе из-за отказа сначала Польши, а затем Венгрии проголосовать за интеграцию Pillar 2 и переноса сроков начала действия новых правил с 2023 на 2024 г. В результате ряд стран ЕС – Франция, Германия, Нидерланды, Италия и Испания – разработали свои законопроекты и решили принять стандарты Pillar 2 в индивидуальном порядке, не дожидаясь развития событий на общеевропейской платформе, напомнили в Б1.

Похожей в целом логики, судя по всему, будут придерживаться и в России. Как говорил «Ведомостям» близкий к правительству источник, сам факт ограничения коммуникации с международными западными организациями не означает, что от антиофшорных принципов решили отказаться. Механизмы Pillar могут быть внедрены в национальное законодательство вне зависимости от того, присоединится Россия к общей концепции или сделает это самостоятельно, уточнил он.

Для чего нужны пиллары

Pillar 1 предполагает налогообложение международных групп компаний с выручкой более 20 млрд евро в странах, где они получают доходы от местной аудитории, но не платят по ним налоги. Изначально предполагалось распространить эту меру прежде всего на IT-компании, но к моменту публикации организация решила не ограничивать ее определенными отраслями, а распространить повсеместно – на любые международные группы компаний (МГК). Фактически Pillar 1 подразумевает более справедливое распределение налоговых потоков, где МГК зарабатывают деньги.
Второе направление, или Pillar 2, состоит, по сути, из трех частей. Первое – это выравнивание налоговых ставок по странам до минимального уровня в 15% (правило Income inclusion rule, IIR). В частности, если эффективная ставка налога в отдельных юрисдикциях, где представлена МГК, меньше минимального налога, то возникнет дополнительный сбор, компенсирующий эту разницу. По общему правилу он выплачивается в стране регистрации материнской компании. Вторая часть Pillar 2 – это нивелирование различий в ставках по налогу у источника в разветвленных международных группах, по сути, повышение до единого уровня в 9% почти на все виды платежей, кроме дивидендов (Subject to tax rule, STTR). Третья часть механизма предполагает определенную гарантию работы правила IIR. Если по тем или иным причинам страна, из которой выводится капитал, не получила положенную ей компенсацию налога на прибыль, она вправе фактически заблокировать перечисление платежей из материнской организации в зарубежные «дочки».

В Минфине с внедрением механизма Pillar 2 ранее связывали угрозы бюджетных потерь. Глобальное выравнивание ставок по налогу на прибыль до минимального уровня в 15% могло привести к необходимости донастройки преференциальных налоговых режимов. В зоне риска находились такие секторы, как, например, IT-индустрия (ставка по налогу на прибыль установлена на уровне 3%), сельское хозяйство (0%) и другие активные отрасли. Главным образом возникал риск перетекания налогов с прибыли, сгенерированной на территории России, в пользу зарубежных бюджетов. Это могло произойти в случае возникновения положительной разницы между зарубежной и российской ставками налога на прибыль, при условии если материнская компания российской группы зарегистрирована за границей. Тогда зарубежные налоговые органы смогут доначислить этот налоговый разрыв на операции группы в России.

Россия и ряд других стран настаивали на отказе от этого принципа по отношению к налоговым льготам для активных отраслей. Но ОЭСР, согласно опубликованному в декабре прошлого года рамочному закону, предложила поднять налог на прибыль крупнейших пользователей низконалоговых режимов до 15%, для того чтобы избежать перетекания доходов в бюджеты стран с такой и более высокой ставкой.

Кого коснется

Нововведения коснутся достаточно крупных российских групп с выручкой более 750 млн евро, которые ведут деятельность в нескольких юрисдикциях, отметил партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept Александр Токарев. Если, например, материнская компания такой группы будет находиться в стране, которая введет у себя новые правила (а во многих случаях до сих пор головной холдинг российских групп может быть зарегистрирован за рубежом – например, в стране ЕС), то в этой стране необходимо будет доплатить налог, предупредил он. Но здесь надо будет смотреть на отчисления в отношении не только России, но и других стран, в которых группа имеет дочерние компании, уточнил эксперт. Если же материнская компания будет находиться в РФ, которая не присоединится к Pillar 2 по тем или иным обстоятельствам, то обязанность по доплате налога перейдет на иностранную субхолдинговую компанию, пояснил Токарев.

Тема Pillar 2 не теряет своей актуальности и позволяет высоконалоговым странам противодействовать недобросовестной налоговой конкуренции, отметила партнер Б1 Марина Белякова. Судя по всему, готовятся к новому стандарту и страны с низким налогообложением – например, ОАЭ объявили о планах повысить ставку налога на прибыль, добавила она.

Без внедрения стандарта в России не получится собрать дополнительный налог с дочерних структур национальных компаний, зарегистрированных в низконалоговых юрисдикциях, продолжила Белякова. С другой стороны, в нынешних условиях не совсем понятно, как наши правила смогут соотноситься с аналогичными нормами других стран и не приведет ли это к многократному налогообложению.

России нужно внедрять у себя аналогичные стандарты, поскольку их отсутствие может привести к возникновению налогов к доплате у национальных международных групп в странах, в которых они ведут свою деятельность, согласилась партнер департамента налогов и права компании ДРТ Наталья Кузнецова. Кроме того, отсутствие зеркальных правил, поддерживающих внедрение Pillar 2 в НК, может привести к тому, что российские компании столкнутся с необходимостью уплаты дополнительных налогов за рубежом.