Расходы на оборону и конкуренция с США: что ждет экономику ЕС в 2023 году

ВВП половины стран еврозоны снизится по итогам года
Инфляция в ЕС на протяжении всего 2022 года ежемесячно обновляла рекорды / Olivier Matthys / AP

Страны еврозоны в 2023 г. будут вынуждены не только бороться с инфляцией, но и наращивать военные расходы и конкурировать с США за промпроизводителей – эксперты не сомневаются в том, что Европу ждет рецессия, но большинство пока не прогнозирует глубокий и продолжительный спад

Экономика еврозоны в 2023 г. войдет в рецессию. К концу 2022 г. неизбежность спада признали в том числе официальные представители ЕС и крупнейших международных финансовых институтов. Например, в ноябре Еврокомиссия (ЕК) спрогнозировала, что ВВП еврозоны будет снижаться на протяжение как минимум двух кварталов подряд – IV квартала 2022 г. и I квартала 2023 г., следует из отчета ЕК. А в конце декабря директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристалина Георгиева в интервью CBS заявила, что половина стран ЕС столкнутся с экономическим спадом в 2023 г. Под вопросом пока остается лишь глубина и длительность рецессии – большинство экономистов считают, что спад не будет тяжелым и продолжительным (ЕК ожидает рост ВВП ЕС на 0,3% по итогам года), но часть предупреждают о начале структурного кризиса, который может затянуться на несколько лет. «Ведомости» спросили экспертов, что ждет экономику Европы в 2023 г.

Газ и инфляция

Основным риском для европейских экономик остается ситуация с энергоносителями, отмечает руководитель отдела экономического и отраслевого анализа ПСБ Евгений Локтюхов. Рецессия, если ЕЦБ не пойдет на неоправданное повышение основных ставок, вряд ли будет носить серьезный характер в отсутствие новых энергетических шоков, полагает он. Поэтому, если Европа сможет устойчиво получать необходимые ей газ и нефть, а экономика КНР начнет оживать после прохождения пика пандемии, риски, скорее, сместятся в политическую область – за фазу высокой инфляции придется ответить политикам, уверен эксперт.

В любом случае вероятность вхождения еврозоны в рецессию очень высока, считает Локтюхов. Ожидается умеренная просадка в первом полугодии 2023 г. с постепенно усиливающимся восстановлением экономической активности к концу года, ожидает эксперт. ВВП по итогам года покажет околонулевой рост, добавил он.

Инфляция, на протяжении всего года ежемесячно обновлявшая рекорды, также является важнейшим риском для ЕС, несмотря на замедление в конце 2022 г., полагает первый вице-президент ЦСР Борис Копейкин. В том числе из-за того, что Европейский центральный банк (ЕЦБ) вынужден повышать ключевую ставку, чтобы погасить рост цен. Чтобы достичь цели по инфляции в 2%, ЕЦБ продолжит повышать ставку, что будет оказывать негативное влияние на темпы восстановления экономики еврозоны, уверен эксперт.

В целом для еврозоны пик инфляции уже пройден, считает Локтюхов. Проинфляционные факторы, такие как следствие масштабных программ госстимулирования, летом ослабили свое влияние, а с конца осени стала уходить и геополитическая составляющая, в первую очередь из-за цен на энергоносители, отмечает он. К зиме стабилизировалась и ситуация с логистикой, что привело к падению стоимости фрахта, например, 40-футового контейнера на направлении Шанхай – Роттердам почти в 9 раз от пиковых значений конца осени 2021 г. до доковидных уровней ($1874, по данным агентства Drewry на 5 января).

Несколько задержавшись на старте, сегодня ЕЦБ догоняет Федрезерв в марафоне повышения процентных ставок, поэтому в 2023 г. будет наблюдаться более высокая синхронность роста процентных ставок обоих регуляторов, добавила доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова Елена Воронкова. Инфляционный таргет в 2% может быть достигнут еврозоной лишь на горизонте 2–3 лет, считает она.

Расходы на оборону и слабый евро

Кроме того что Европе приходится преодолевать последствия энергокризиса, который пока еще только разворачивается, еврозоне нужно реагировать и на другие вызовы, возникшие из-за геополитики, отметил академический директор школы по международным отношениям и зарубежным региональным исследованиям НИУ ВШЭ Сергей Шеин. ЕС наращивает военные расходы и занимается обеспечением украинских беженцев – все это существенно сужает возможности для антикризисного маневра, полагает он. Еще один существенный риск для экономики Европы представляет и американский закон о снижении инфляции (Inflation Reduction Act – IRA), который предполагает субсидии американской промышленности в размере $369 млрд, а также налоговые льготы на производство электрокаров, напомнил Шеин. Многие европейские политики считают это экзистенциальной угрозой промышленности ЕС, ведь многие крупные компании уже начали переносить производство в США, добавил он.

Кризис пока далек от своей пиковой точки, поэтому сценарий пусть и небольшого, но все же роста по итогам года можно считать скорее оптимистичным, полагает эксперт. В начале 2022 г. практически никто из мейнстримных экономистов не ожидал всерьез столь резкого замедления как европейской, так и мировой экономики, тогда как к концу года этот факт приходится констатировать, резюмировал он.

Среди значимых рисков для экономики еврозоны – курсовая динамика евро, добавляет Воронкова. Для крупных европейских импортеров, таких как Германия, ослабление евро усугубляет проблему с инфляцией, указывает она. Также низкий валютный курс евро к доллару в совокупности с более низкими, чем в США, процентными ставками делает еврозону менее привлекательной для инвесторов по сравнению с американским рынком, что негативно скажется на макроэкономике региона, отмечает эксперт.

В любом случае, хотя спад в еврозоне неизбежен, глубина рецессии от страны к стране будет неоднородной, полагает доцент кафедры интегрированных коммуникаций школы медиакоммуникаций ИОН РАНХиГС Николай Кульбака. В крупнейших экономиках ЕС кризис будет жестким, но не катастрофичным, южные страны Европы, в меньшей степени зависимые от российского экспорта, могут пройти рецессию быстрее, а в Великобритании, вероятно, кризис окажется затяжным.