Власти хотят обязать госкомпании закупать продукцию инновационных стартапов

Это должно поддержать венчурный рынок
В российском законодательстве понятие стартапа не закреплено, при этом правительство уже сформулировало критерии для определения инновационных и технологических компаний/ Freepik

Минфин и ЦБ предложили меры по развитию рынка венчурных инвестиций. Для поддержки спроса на продукцию стартапов планируется применять «административные требования, устанавливающие минимальные уровни вложений государственных компаний в инновационные продукты новых предприятий». Это следует из Стратегии развития финансового рынка до 2030 г.

Ключевым условием успешности стартапов является формирование спроса на производимые ими продукцию и услуги, снижение барьеров для их выведения на российский рынок применительно к публичным закупкам государства, государственных компаний и компаний с госучастием, отмечается в документе.

Также нужно создать условия для подготовки стратегии выхода из реализованных проектов и сделок первоначальных инвесторов, следует из стратегии. Этому могут способствовать меры стимулирования российских государственных и крупных частных организаций к участию в сделках с венчурными инвестициями на всех стадиях развития компаний.

Повысить доступность венчурного финансирования планируется с помощью институтов развития, которые могут выполнять функции управляющих партнеров для государственных и частных предприятий по вложениям в капитал инновационных компаний, говорится в стратегии.

В июле президент России Владимир Путин поручил правительству сформировать механизмы в российской финансовой системе, чтобы быстро растущие технологические компании могли привлекать частный капитал под свое развитие. Путин отметил, что крупным российским госкорпорациям, накопившим миллиарды долларов, следует инвестировать в отечественный высокотехно­логичный и быстро развивающийся бизнес.

В российском законодательстве понятие стартапа не закреплено, при этом правительство уже сформулировало критерии для определения инновационных и технологических компаний. Согласно подготовленным Минэкономразвития поправкам в закон о науке и государственной научно-технической политике, малой технологической компанией признается коммерческая организация, создающая или применяющая при разработке и производстве продукции результаты интеллектуальной деятельности. В зависимости от объема годовой выручки могут быть выделены три группы таких компаний: до 300 млн руб., от 300 млн до 2 млрд руб. и от 2 млрд до 4 млрд руб.

Кроме того, правительство ведет реестр высокотехнологичных, инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) из приоритетных отраслей. Для них доступны меры поддержки, в том числе льготные кредиты при соблюдении условий по выручке.

Аналогичный механизм поддержки спроса на продукцию малого и среднего бизнеса через квоты уже закреплен в законе о закупках госкомпаний (223-ФЗ). Для компаний с госучастием закреплена минимальная доля закупок у МСП в размере 25% от совокупного объема договоров, для госзакупок (44-ФЗ) этот уровень также установлен на 25%.

Правовое поле

В России появляется правовое поле, которое отличает стартапы от других видов бизнеса: чтобы мера по минимальному лимиту закупок была эффективной, важно дать четкое определение стартапу, как сейчас это установлено для МСП, отмечает главный экономист по России «Ренессанс капитала» Софья Донец.

Технически установить обязательную минимальную долю по закупкам у инновационных компаний по аналогии с квотами по закупкам у МСП возможно, но для этого нужно определить критерии стартапов, осуществлять ведение реестра таких организаций и проводить мониторинг их соответствия установленным условиям, считает глава практики инфраструктуры и ГЧП АО «Лучший выбор», резидент ЦСР Александр Долгов. Стартап, являясь по определению недавно созданной компанией, скорее всего, значительный временной промежуток будет субъектом МСП, поэтому на него распространяются льготы, предусмотренные законодательством о госзакупках, напоминает Долгов.

С одной стороны, стартапы нужно развивать и поддерживать, с другой – у госзакупок цель не помогать, а закупать по разумной цене товары и услуги, которые требуются для выполнения государственных функций, отмечает Донец. Здесь нужно искать здоровый баланс между экономией и преференциями для стартапов, считает экономист.

Особенности венчура

Вероятно, речь пойдет не о жестком требовании для госкомпаний, а о рекомендательном характере, потому что иначе это может создать риски обхода правила через создание фиктивных компаний, полагает Донец. По ее словам, избыточное регулирование для этого сектора может быть губительным, потому что стартапы – это высокорисковые проекты и принудить кого-то инвестировать в них означает толкнуть на возможные финансовые риски.

25%

Такая доля закупок от совокупного объема договоров установлена и для МСП, и для госзакупок

Венчурные инвестиции – это отдельный и довольно специфический вид вложений, требующий специальной экспертизы наряду с готовностью и способностью брать соответствующий риск, указывает директор по инвестициям «Локо-инвеста» Дмитрий Полевой. Вряд ли госкомпании к этому готовы и должны быть в этот процесс вовлечены на добровольно-принудительной основе, считает он. «Предыдущий опыт подобных инвестиций, например «Роснано», вряд ли можно назвать успешным», – указывает Полевой.

Термин «венчурные инвестиции» обычно применяется к начальной стадии развития компании – именно тогда стартап больше всего нуждается во внешней поддержке, подчеркивает Долгов. Повысить заинтересованность государственных и крупных частных организаций могут налоговые преференции для вложений в инновационные стартапы, упрощенные процедуры госзакупок, считает он. По словам Донец, для стартапов нужно совершенствование нормативного регулирования, создание площадок и акселераторов, которые помогут запускать их, повышение информированности и компетенции в этом секторе.

Целесообразнее было бы оставить венчур частным компаниям с соответствующей экспертизой, государству эти риски вряд ли нужны, особенно при текущем масштабе вызовов для госбюджета, на который в конечном итоге будут ложиться все убытки от соответствующих вложений, подчеркивает эксперт.

Полномочия управляющего партнера для государственных и частных предприятий по венчурным инвестициям не до конца ясны, отмечает Долгов. Его функционал может состоять как в софинансировании вложений в капитал инновационных компаний, организации и привлечении финансирования, так и последующем назначении в органы управления стартапа менеджера для выстраивания бизнес-процессов, продвижения на рынке и контроля за операционной деятельностью для сохранения средств инвесторов. Самым очевидным примером на роль такого института является ВЭБ.РФ, считает Донец.