Регулирование трудовых отношений работников и онлайн-площадок подготовят к весне

Документ внесут после одобрения в первом чтении рамочного закона о занятости
Новый законопроект о занятости населения устанавливает новые меры по борьбе с нелегальным рынком труда, определяет правила назначения пособия по безработице и меры по борьбе с ней/ Максим Стулов / Ведомости

Отдельное регулирование платформенной и самозанятости (сейчас эти понятия существует только в качестве налогового режима) планируется подготовить к весне, когда законопроект о занятости населения будет проходить второе чтение, сообщил «Ведомостям» первый зампред фракции «Единая Россия» и руководитель профильной рабочей группы Андрей Исаев. По его словам, основной документ депутаты планируют рассмотреть в первом чтении в феврале, а принять в целом – до конца весенней сессии (длится до конца июля).

Новый законопроект о занятости населения, внесенный группой сенаторов и депутатов в Госдуму 11 января, устанавливает новые меры по борьбе с нелегальным рынком труда, определяет правила назначения пособия по безработице и меры по борьбе с ней. При этом из проекта исключили главы с регулированием самозанятости и платформенной занятости, которые были в предыдущих версиях документа. Регулирование этих форм отношений планируется установить в так называемых законах-спутниках.

Госдума совместно с Минтрудом, Федерацией независимых профсоюзов России и объединением работодателей (РСПП) работали над новой версией закона о занятости с начала 2022 г. В ходе встречи в декабре 2022 г. председатель «Единой России» Дмитрий Медведев предложил подготовить и внести рамочный документ, который закрепляет новые формы занятости, а детальное регулирование вынести в отдельные акты.

Исаев надеется, что ко второму чтению основного законопроекта получится достигнуть консенсуса по сопровождающим его инициативам. Но говорить о точных сроках второго чтения пока рано, сказал Исаев: «Проект объемный, работа тонкая, поэтому гнать мы не будем. До конца весенней сессии мы завершим работу». Возможно, получится сделать это и раньше, допустил он.

Отдельный законопроект, регулирующий платформенную и самозанятость, будет разработан в рамках той же рабочей группы на площадке Госдумы с участием представителей экспертных сообществ и ведомств, сообщил представитель Минтруда. По его словам, новые нормы требуют детальной проработки для того, чтобы соответствовать целям всех заинтересованных сторон.

Из пояснительной записки к внесенному проекту следует, что вопросы, связанные с новыми формами занятости, будут урегулированы отдельным федеральным законом. При этом пока не ясно, будет это один или два законопроекта, уточнил Исаев.

Варианты регулирования

Во внесенном законопроекте закрепляются лишь общие понятия платформенной и самозанятости, в отдельных актах будет прописано регулирование – конкретные права и обязанности таких работников и площадок.

Авторы предлагают считать самозанятостью деятельность гражданина по личному производству товаров, выполнению работ или оказанию услуг, направленную на систематическое получение дохода. Под платформенной занятостью понимается деятельность граждан по личному выполнению работ или оказанию услуг на основе договоров, которые заключаются с использованием информационных систем, следует из законопроекта. Цифровые площадки должны обеспечивать взаимодействие платформенных занятых, заказчиков и операторов цифровых платформ, говорится в документе. Сейчас работать с платформами (в качестве курьеров, таксистов, репетиторов и т. п.) могут самозанятые и индивидуальные предприниматели (ИП).

В предыдущих версиях закона о занятости авторы предлагали создать реестр цифровых платформ – интернет-площадок, которые позволяют пользователям размещать заказы для самозанятых и ИП, рассказали «Ведомостям» два источника, знакомых с содержанием документа. Предполагалось, что оператором реестра должен выступать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который бы определял порядок формирования и ведения такого списка, – он также мог бы осуществлять деятельность по эксплуатации платформы.

Пока ведется обсуждение, войдут ли в новый законопроект предложенные в предыдущих версиях документа нормы о регулировании платформенных и самозанятых, уточнил источник, близкий к правительству.

Создание такого реестра было одной из самых противоречивых глав, пояснил другой источник, близкий к правительству. Предполагалось, что для попадания в список власти подготовят специальные критерии, главным из которых станет размещение заказов и проведение всех платежей внутри сервиса, пояснил собеседник. Согласно инициативе, регулирование может не затронуть на первом этапе доски объявлений (такие как «Профи.ру», «Авито», YouDo), так как часть взаимодействий по заказу происходит вне площадки (например, оплата за услугу наличными). Концепция предполагала, что транзакции таких платформ будут «окрашиваться» и ФНС сможет видеть заказы самозанятых, что позволит в том числе исключить серые схемы.

Какое конкретно ведомство должно вести новый реестр – в предыдущих версиях законопроекта не указывалось, отмечает источник, знакомый с документом. При этом по аналогии, например, с действующими реестрами социальных сетей и аудиовизуальных сервисов этим органом мог быть Роскомнадзор.

«Роскомнадзор поддерживает инициативу по введению законодательного регулирования сервисов для самозанятых», – сообщил «Ведомостям» представитель ведомства. В пресс-службе Минцифры не ответили на запрос ­«Ведомостей».

Разногласия

Основные разногласия сторон касались статуса платформенных и самозанятых – является ли эта форма занятости трудовыми или гражданско-правовыми отношениями, отметил секретарь ФНПР Олег Соколов. По его словам, есть две крайние позиции по этому поводу, сторонники которых есть и в органах власти, и среди экспертного сообщества. Но есть также «компромиссный вариант» – что это особая форма отношений, которая не является ни трудовыми, ни гражданско-правовыми, но при этом права и обязанности таких работников все равно должны регулироваться и защищаться, отметил Соколов.

Численность самозанятых

Количество самозанятых выросло с января по октябрь 2022 г. на 2 млн человек до 6 млн, следует из данных ФНС. Согласно исследованию консалтинговой компании Strategy Partners, подавляющее большинство самозанятых (89%) отмечают, что их работа в той или иной мере базируется на использовании онлайн-сервисов и платформ, сообщил «Ведомостям» Алексей Волостной, партнер Strategy Partners. Общая численность занятых в российской платформенной экономике оценивается в 15,3 млн человек, в том числе в качестве основной работы – на уровне 1,7 млн человек, следует из обобщенных данных компании.

В базовом законе зафиксировано, что существуют новые формы занятости, отмечает Соколов. В нем в том числе закрепляется, что самозанятые, платформенные занятые, ИП имеют право на пособие по безработице, если они платят налоги. «Что касается предложений создать реестр цифровых платформ, то эти нормы ФНПР поддерживал. Казалось, что они вполне рабочие, но серьезного обсуждения по этим главам не было», – добавил он.

Регулирование платформенной занятости – наиболее сложная часть проекта, которая охватывает множество вопросов за пределами самой этой сферы, поэтому логично, что ее решили вынести в отдельный документ, отмечает вице-президент, директор центра регуляторной политики ЦСР Екатерина Папченкова. По ее словам, еще на этапе обсуждения возникло множество вопросов и развилок, которые требуют большой проработки, – например, как отделить платформенную занятость от трудовых отношений и кому давать иммунитет от переквалификации этих отношений в трудовые.

По словам Папченковой, еще одна развилка состоит в том, какие платформы должны попасть под спецрегулирование – был консенсус, что это должны быть технологически зрелые платформы, однако критерии такой зрелости необходимо уточнять. Еще один дискуссионный вопрос – что должны делать платформы в части социального обеспечения занятых. «Все это усложняется различиями в бизнес-моделях самих платформ и компаний, работающих с платформенными занятыми. Задача – найти единое решение, удовлетворяющее всех участников рынка, в том числе и самих платформенных занятых», – указывает она.