Страны ЕС могут не успеть освоить 724 млрд евро на постковидное восстановление экономики

Продление программы может натолкнуться на сопротивление Польши и Венгрии
Евгений Разумный / Ведомости

Страны Евросоюза (ЕС) могут не успеть потратить до конца 2026 г. крупнейший в истории пакет финансовой помощи, основную часть которой составили выделенные Фондом восстановления и устойчивости (Recovery and Resilience Facility, RRF) 723,8 млрд евро. Об этом сообщает Reuters. RRF согласован в разгар пандемии коронавируса в июле 2020 г. и вступил в силу 19 февраля 2021 г. как основная часть более широкой программы NextGenerationEU объемом в 806,9 млрд евро. Из 723,8 млрд евро RRF 385,8 млрд евро – кредиты, а 338 млрд евро – гранты.

Чтобы воспользоваться поддержкой фонда, государства ЕС представляют свои планы восстановления в Еврокомиссию (ЕК). В каждом плане указаны реформы и инвестиции, которые должны быть реализованы к концу 2026 г.

70% грантов и займов должны были быть выделены уже в 2022 г., но фактическая сумма, выделенная правительствам стран – членов ЕС на данный момент, составляет около 20%. Португалия устами представителя своего правительства Марианы Виейры да Силвы уже сообщила, что Лиссабон надеется на начало переговоров о «пересмотре сроков исполнения» финансирования RRF уже в этом январе. Страна освоила только 1,4 млрд евро, или 8,5% выделенной Брюсселем помощи. Италия и Румыния также настаивают на продлении периода за пределы 2026 г.

ЕК старается отложить вопрос о продлении действия пакета, чтобы большая часть средств была освоена согласно графику. Активная стадия переговоров начнется в 2024 г., когда невозможность распределить средства станет очевидной, добавляет один из собеседников Reuters. Но само продление финансовой помощи требует одобрения парламентами всех членов ЕС, включая Венгрию и Польшу, которым по политическим причинам эта помощь приостановлена. Самую существенную помощь из RRF в отношении к ВВП должна получить Греция (30,50 млрд евро, или 16,7% ВВП). Далее следуют:

* Румыния (29,2 млрд евро, или 12%)

* Хорватия (6,3 млрд евро, или 11%)

* Италия (191,48 млрд евро, или 10%)

* Португалия (16,61 млрд евро, или 7,8%)

* Польша (35,52 млрд евро, или 6,52%)

* Венгрия (5,81 млрд евро, или 4,7% ВВП)

К Польше и Венгрии у руководства ЕС есть претензии в области выполнения норм общеевропейского права. Поэтому доступ Варшавы к этим средствам заблокирован Брюсселем на фоне того, что ее власти провели судебную реформу, ограничивающую, по мнению ЕС, независимость судов. У Венгрии евробюрократы тоже считают судебную систему недостаточно независимой. 15 сентября 2022 г. Европарламент признал Венгрию не демократией, а «электоральной автократией».

Нет трагедии в том, что весь восстановительный пакет не будет потрачен, говорит аналитик «Открытых инвестиций» Андрей Кочетков. Если средства останутся, их все равно освоят, перераспределив на другие нужды, добавляет эксперт. В данный момент нет стимулов тратить деньги из восстановительного фонда, так как ковидные ограничения сняты, а экономика ЕС показала рост в 2022 г. Вероятно, упомянутый пакет постепенно преобразуется в другой – например, для помощи в условиях высокой инфляции или компенсаций бизнесу и частным домовладениям по расходам на электроэнергию и тепло, предполагает Кочетков.

При этом политические риски при дальнейших решениях, которые исходят со стороны Польши и Венгрии, никуда не делись, добавляет Кочетков. Будапешт уже не раз доказывал, что он может, как минимум, задерживать введение каких-либо мер. Но, как показывает практика, такие методы используются лишь в качестве инструмента давления и в конце концов стороны идут на компромисс, заключает эксперт. Во время пандемийных локдаунов европейские центробанки вели политику количественного смягчения, которая привела к повышению инфляции, говорит научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский.

После локдаунов европейцы, наоборот, перешли к более жесткой политике бюджетной экономии, несмотря на формирование фонда RRF, добавляет эксперт. По мнению Офицерова-Бельского, реальной причиной заморозки средств Польше и Венгрии стал новый экономический курс, а проблемы с демократией и коррупцией стали лишь предлогом. Польша и Венгрия действительно не считаются достаточно лояльными Брюсселю и ключевым донорам – Германии, Франции и Италии. Варшаву неоднократно называли троянским конем США в ЕС, поэтому страны Западной Европы не сильно заинтересованы в том, чтобы поляки, которые и так получают колоссальные средства, получали дополнительное финансирование, отмечает эксперт.

Деньги постковидного фонда можно рассматривать лишь в качестве одной из разменных монет в отношениях ЕС и Варшавы. Польша имеет сильные карты, так как легко может блокировать в парламенте выделение финансирования после 2026 г., говорит аналитик. Польша становится все больше создателем проблем в Евросоюзе, но игнорировать ее интересы Брюсселю все равно не удастся, заключает эксперт.

Несвоевременное освоение средств – это привычная проблема, в особенности для Восточной Европы, говорит ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Анна Четверикова. Для Венгрии замороженные Брюсселем средства не являются критическими – и инфляция, и безработица в стране на приемлемом уровне, Будапешт делал все для того, чтобы оставаться на плаву на фоне энергетического и общеэкономического кризиса в ЕС, отмечает Четверикова. Поэтому вряд ли можно ожидать от венгерских властей значительных уступок евробюрократии ради получения этих денег, уверена эксперт.