Почему США вновь придется повысить потолок госдолга

В теории его уровень можно увеличивать бесконечно, но избирателей это не устроит
Потолок госдолга является любимой темой политического торга между республиканцами и демократами/ Максим Стулов / Ведомости

Конгрессу США надо «безотлагательно» решить вопрос с госдолгом страны – лимит заимствований в $31,381 трлн будет исчерпан уже 19 января, предупредила на прошлой неделе парламент глава минфина Джанет Йеллен. С тем же призывом она выступала в ноябре 2021 г. – через месяц власти повысили лимит госдолга на $2,5 трлн, до нынешнего уровня.

Согласно последним фискальным данным, на 12 января общий государственный долг США уже составлял $31,384 трлн.

Лимит госдолга определяет общий объем денег, который правительство США может занимать для финансирования своих обязательств – погашения купонов, выплаты социальных пособий, оплаты медстраховок и возврата налогов. Минфин США не может превышать показатель, на это требуется разрешение конгресса, у которого два варианта действий – увеличить потолок или же приостановить его действие (последний раз в 2019 г. на два года).

Чтобы избежать дефолта при достижении потолка, минфин может пойти на «экстраординарные» меры – приостановить отчисления в пенсионные и социальные фонды и использовать накопленные резервы (на 11 января – $372 млрд). По оценке Йеллен, этих мер хватит до начала июня. Если и к этому моменту конгресс не придет к консенсусу, США рискуют столкнуться с дефолтом по своим обязательствам (в истории этого пока не случалось) – минфин лишится возможности привлекать новые займы, а денег может не хватить для бесперебойного финансирования регулярных расходов и процентных платежей по долгу.

Вопрос для торга

Потолок госдолга является любимой темой политического торга между республиканцами и демократами. Республиканцы пользуются ситуацией, так как хотят связать любое снятие лимита госзаимствований с сокращением расходов, демократы, наоборот, выступают против любых бюджетных сокращений. Последнее повышение потолка далось конгрессу непросто – в палате представителей с результатом 221 «за» и 209 «против», в сенате – 50 «за» и 49 «против». В 2024 г. в США предстоят выборы, поэтому споры вокруг трат бюджета и потолка госдолга в этом году будут тяжелыми, полагает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев.

Поскольку сбалансировать бюджет политики не желают, а в условиях рецессии это станет еще и невозможным, то, кроме поднятия потолка госдолга, других решений нет, считает главный макроэкономист УК «Ингосстрах-инвестиции» Антон Прокудин. Основной вариант – в очередной раз поднять потолок госдолга, согласен эксперт «БКС мир инвестиций» Валерий Емельянов.

Но маловероятно, чтобы демократы пошли на крупные сокращения бюджета, причем с такой скоростью, чтобы уложиться в несколько месяцев, полагает эксперт. Вероятность серьезных сокращений бюджета США сейчас невелика, добавляет руководитель центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Виктория Журавлева. Несмотря на бурную активность республиканцев в этом направлении в палате представителей, на деле их возможности весьма ограничены сенатом, который подконтролен демократам, объясняет она. В противоположность республиканцам между социальными расходами и ограничением госдолга они всегда выберут первое, но пространство для маневра у обеих партий сокращается.

Как итог, решением станет компромисс – демократы откажутся от части социальных расходов, но и республиканцы не получат желаемого сокращения госдолга, резюмирует Журавлева. Той же точки зрения придерживается Емельянов.

Если партии вовремя не договорятся, придется вводить временную заморозку расходов федерального правительства, во время которой часть госслужащих принудительно отправляют по домам (шатдаун), полагает Прокудин. Последний раз шатдаун грозил США в декабре 2022 г., но сенат успел согласовать бюджет на $1,7 трлн на 2023 финансовый год – туда входит $45 млрд помощи Украине.

Чего ждать дальше

Пока доллар является мировой резервной валютой, а глобальная финансовая система – доллароцентричной, высокий уровень госдолга для США не является проблемой, отмечают экономисты. Пока есть доверие к доллару и спрос инвесторов (внутренних и внешних), США теоретически могут повышать госдолг еще долго, говорит Васильев. По расчетам бюджетного комитета сената, еще многие годы процентная нагрузка будет оставаться ниже 20% от доходов бюджета, напоминает Прокудин. А опасная черта составляет 25%, поэтому долг продолжит обслуживаться.

В текущем финансовом году госдолг достигнет 138% от ВВП. Это много, но до 150% ВВП в Италии и тем более 262% в Японии еще далеко, отмечает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. В прежние времена такой уровень госдолга вызывал бы серьезную обеспокоенность рынков и рейтинговых агентств, но за последние десятилетия низких процентных ставок рынки привыкли, что тело долга, как правило, не выплачивается, а рефинансируется, объясняет экономист. Поэтому высокий уровень долговой нагрузки не так страшен, главный вопрос – в доверии, а доллар по-прежнему является основной мировой резервной валютой.

Политики будут пытаться решать свои проблемы, но всем очевидно, что рукотворный дефолт США – сценарий с неприемлемо высокими издержками для американского бюджета, бизнеса, населения (стоимость заимствований для них может вырасти резко и надолго) и для мировых финансовых рынков, отмечает Беленькая.

Но быстрый рост госдолга США негативно влияет на американскую экономику, особенно на фоне самого быстрого за 40 лет ужесточения монетарной политики ФРС (ставка выросла за 2022 г. с 0,25 до 4,5%), обращает внимание Васильев. Из-за роста ставок растут расходы на обслуживание долга. Доходность 10-летних казначейских облигаций сейчас составляет 3,5%, тогда как год назад она была 1,8%, а два года назад – 1%. Увеличение расходов на процентные платежи вытесняет госрасходы по другим, более производительным статьям бюджета, поясняет Васильев.

Тем не менее рынок ожидает, что уже в конце этого года ФРС перейдет к циклу снижения ключевой долларовой ставки, что будет уменьшать процентные расходы минфина США.

На обслуживание долга США сейчас тратят 15% федерального бюджета – это много, отмечает Емельянов. Для сравнения: средняя американская семья на выплаты по кредитам, включая ипотечные, тратит менее 10%. Избиратели все более недовольны тем, что власти живут не по средствам, отмечает эксперт: они щепетильно относятся к тому, на что уходят их налоги, и это сказывается в итоге на результатах выборов. «Так что бесконечно повышать долги явно не получится», – отмечает он.

Потолок долга устанавливается в номинальном выражении и он не поднимается вслед за инфляцией или ростом экономики, отмечает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-капитал» Владимир Брагин. Поэтому текущий лимит долга, если соотносить его с номинальным ВВП, примерно на 7% ниже, чем год назад.

В подготовке статьи участвовали Софья Шелудченко, Михаил Кузнецов и Глеб Мишутин