Инфляция в России продолжила замедляться

Для зимы цены растут медленно
Восстановление спроса, главным индикатором которого в нынешней ситуации выступает инфляция, было названо ключевой задачей на 2023 г./ Максим Стулов / Ведомости

На неделе с 17 по 23 января цены на плодоовощную продукцию увеличились в среднем на 3%, в том числе на огурцы – на 6,3%, на репчатый лук – на 5,3%, на морковь – на 3,1%, на помидоры – на 2,8%. С начала января, по данным Росстата, потребительские цены выросли на 0,53%.

В декабре 2022 г. инфляция в месячном выражении составила 0,78% (на сравнительно высокий темп повлиял перенос индексации тарифов ЖКХ с лета 2023 г. на 2022 г.) после 0,37% в ноябре, 0,18% в октябре и 0,05% в сентябре. Летом Росстат на протяжении трех месяцев фиксировал дефляцию: 0,52% в августе, 0,39% в июле, 0,35% в июне. Пик инфляции в 2022 г. пришелся на март – 7,61% (после 1,17% в феврале и 0,99% в январе), в апреле рост цен замедлился до 1,56% и 0,12% в мае.

В годовом выражении инфляция с 17 по 23 января замедлилась до 11,49% c 11,57 и 11,65% в предыдущие две недели, следует из обзора Минэкономразвития «О текущей ценовой ситуации». По итогам 2022 г. инфляция в России составила 11,94% после 8,39% в 2021 г. В 2023 г. Минэк ожидает инфляцию на уровне 5,5%. По прогнозу ЦБ, она составит 5–7%.

Весной 2023 г. годовая инфляция может временно опуститься ниже 4% за счет эффекта высокой базы, отмечал Банк России в информационно-аналитическом комментарии «Динамика потребительских цен».

Ранее «Ведомости» писали о стагнации спроса в экономике, что иллюстрируют низкие темпы инфляции в конце 2022-го – начале 2023 г. Проблема обсуждалась на совещании у президента в середине января. По словам источников «Ведомостей», с докладом по этой теме выступил министр экономического развития Максим Решетников. Он отметил, что с сентября прошлого года рост цен был ощутимо ниже 3%, оперативные данные при этом указывали на спад спроса в реальном выражении. Схожую точку зрения, по словам собеседников «Ведомостей», высказали первый вице-премьер Андрей Белоусов и помощник президента Максим Орешкин. Восстановление спроса, главным индикатором которого в нынешней ситуации выступает инфляция, было названо ключевой задачей на 2023 г.

Низкие темпы

Текущая динамика цен является отражением потребительского спроса, который, судя по всему, остается под давлением, считает главный экономист «БКС мир инвестиций» Наталья Лаврова. На прошлой неделе наблюдалось некоторое восстановление инфляционного роста в непродовольственных товарах, прежде всего в электронике. Предполагалось, что за этим стоит эффект переноса курса (ослабление рубля), отметила она, на этой неделе рост цен в этой категории уже замедлился. Но по-прежнему одним из ключевых факторов инфляции остается динамика цен на плодовоовощную продукцию – крайне волатильную и сезонную категорию, добавила эксперт. По итогам января инфляция в месячном выражении, по ее прогнозу, будет в пределах 0,65%.

Текущий уровень роста цен относительно низкий для своего сезона, указал главный аналитик ПСБ Денис Попов. Годовая инфляция в январе продолжает умеренно снижаться и на конец месяца составит около 11,6%, оценивает он. В марте ожидается резкое снижение инфляции до 4% г/г, а во II квартале с высокой вероятностью она опустится к 3%, полагает эксперт. Главным фактором такой динамики будет технический эффект высокой статистической базы 2022 г., пояснил Попов. Также в начале года ограничивающее влияние на цены продолжат оказывать слабый спрос, дальнейшее снижение импорта инфляции и сохраняющийся стабильным курс рубля, считает он.

Ниже 3% инфляция уйдет в апреле с дальнейшим последовательным восстановлением, полагает Лаврова, к концу года она будет на уровне 5,7%. В прогноз закладывается достаточно слабый потребительский спрос, который и видится сейчас ключевым ограничителем по росту цен, пояснила она. В январе годовой показатель инфляции может составить около 11,6%, в феврале – 10,9%, в марте – мае – ниже 4%, прогнозирует главный аналитик Совкомбанка Наталья Ващелюк. При этом ежемесячные показатели, вероятно, будут близки к сезонной норме, добавила она.

Побороться за инфляцию

Инфляция ускорится, если спрос населения и бизнеса вырастет при ограниченном предложении, считает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Но пока спрос со стороны домохозяйств и компаний остается низким, все находятся в «режиме выживания» и откладывают покупки, констатировал эксперт. Вторым фактором может стать девальвация рубля, добавил он, такой сценарий возможен во второй половине года, так как цены на российскую нефть продолжают находиться ниже $50, а дефицит бюджета растет.

Учитывая, что в последние девять месяцев население придерживалось преимущественно сберегательной модели поведения, ключевым инфляционным риском является отказ от накоплений в пользу потребления, отметил директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг. Подтолкнуть к этому, по его мнению, могут как хорошие, так и плохие новости, меняющие уровень тревожности населения. Также определенные риски связаны с усилением санкционного давления на торговых партнеров России, что может привести к дополнительному сокращению импорта и возникновению дефицита тех или иных товаров, добавил эксперт.

Для второй половины года пока преобладают проинфляционные риски, считает Попов, к концу 2023 г. инфляция может ускориться до 7–7,5% г/г. Такая динамика будет происходить за счет восстановления потребления домохозяйств, продолжительного дефицита бюджета и вероятного ослабления рубля, ожидает эксперт. Одними из ключевых факторов роста цен могут быть влияние курса в условиях нарастания санкционных ограничений, логистические проблемы и расширение бюджетных расходов, считает Лаврова.

Банк России опасался, что инфляция может ускориться из-за роста государственных расходов в декабре и дефицита бюджета, напомнила Ващелюк. Эти риски пока не реализовались, указала она, повышенная склонность к сбережению не дает инфляции разогнаться. На этом фоне ЦБ, вероятнее всего, не будет повышать ключевую ставку, оставив ее без изменений на уровне 7,5%, ожидает эксперт. В феврале регулятор сохранит ключевую ставку, согласен Попов: оснований для ее повышения сейчас точно нет, а относительно высокие среднесрочные риски инфляции пока не позволяют смягчать денежно-кредитные условия. Банк России, вероятно, не будет менять ставку на ближайшем заседании, но сохранит настороженную риторику, добавил Вайсберг.