Инфляция в еврозоне замедляется третий месяц подряд

Но в устойчивости тренда есть сомнения из-за риска новых шоков на энергорынке
Стабилизация роста цен в Европе выглядит пока не очень убедительно/ ANP via AFP

Рост потребительских цен в зоне евро составил 8,5% годовых по итогам января 2023 г., следует из предварительных данных Евростата, опубликованных в среду. Это соответствует уровням мая – июня прошлого года, когда инфляция достигала значений 8,1% и 8,6% соответственно. В октябре этот показатель составил рекордные 10,6% годовых, после чего он сокращался до 10,1% в ноябре и до 9,2% в декабре. Цены снижаются стабильно: сокращение инфляции сохранилось на уровне 0,4% в январе (по сравнению с прошлым месяцем) после аналогичного значения в декабре. При этом с прошлого месяца не изменился показатель базовой инфляции (рост цен без учета энергии и продовольствия), он составил 5,2% годовых.

Антилидерами по годовой инфляции продолжают оставаться балтийские страны: Латвия (21,6%), Эстония (18,8%) и Литва (18,4%). При этом в Литве уже четвертый месяц подряд наблюдается снижение показателя. Также высокие темпы инфляции сохраняются в Словакии (14,9%), Хорватии (12,5%), Австрии (11,5%) и Италии (10,9%). Самые низкие темпы инфляции Евростат зафиксировал в Испании и Люксембурге (в обеих странах 5,8%), за ними следуют Мальта (6,7%), Кипр (6,8%), Франция (7%) и Греция (7,2%). Данные по Германии пока не включены в расчеты службы.

Ранее, в начале января, председатель ЕЦБ Кристин Лагард предупреждала, что существуют «веские причины» полагать, что ускорение инфляции может продолжиться в январе, и поэтому регулятор не планирует прекращать повышение ставок.

Укрепился ли тренд

Инфляция еврозоны поступательно замедляется с октября и это снижение сейчас выглядит как сформировавшийся тренд, существенную часть вклада в него вносит падение цен на энергоносители после кратного роста средних годовых темпов с апреля по сентябрь, констатировал эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Валерий Емельянов. Самые сильные проинфляционные риски для европейской экономики – разрыв цепочек поставок из-за локдаунов, энергетическая война России против Евросоюза и отложенный эффект больших ковидных денег – уже по большей части перестали влиять и поэтому опасения ЕЦБ вряд ли оправдаются, полагает он. Сейчас на инфляцию давит высокая база предыдущих месяцев, а также ограниченный спрос, в связи с чем до осени мы вполне можем увидеть стабильное снижение инфляции, к февралю при нынешних темпах замедления еврозона может выйти на уровень 8%, считает Емельянов.

Сейчас можно говорить о стабилизации роста цен, но признаки разворота тренда пока выглядят не очень убедительно, сомневается заведующий лабораторией исследований международной торговли Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Александр Кнобель. В месячном выражении в январе (к декабрю 2022 г.) цены на энергоресурсы в еврозоне снизились на 0,9%, на прочие, «неэнергетические» товары – на 1,8%, а на услуги – на 0,2%. Но такое снижение не было повсеместным: в 10 странах еврозоны наблюдалось снижение общего уровня цен в январе к декабрю, а в восьми – рост, замечает эксперт. Более того, в годовом выражении базовая инфляция в еврозоне сохранилась на уровне в 5,2%, что значительно выше целевого показателя в 2%, добавляет он. У европейского рынка энергоносителей появляются и новые риски в виде восстановления китайской экономики, которое будет сопровождаться значительным ростом спроса КНР на сырье, в том числе на природный газ, добавляет эксперт.

Риски новых шоков на энергетическом рынке вследствие неопределенности с поставками и погодой в Европе создают серьезные сомнения в закреплении тренда на замедление инфляции, отмечает руководитель Центра макроэкономических исследований «Сбера» Олег Шибанов. Тем не менее в течение 2023 г. инфляция должна замедляться и к концу года может оказаться ниже 4%, допускает он.

Говорить, что тренд на замедление инфляции действительно закрепился, пока преждевременно, уверен управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин. В текущих данных Евростата не учитывается инфляция Германии, экономики, ВВП которой составляет почти треть ВВП всей еврозоны, отмечает он. Немецкая экономика особенно важна для понимания роста потребительских цен еще и потому, что в декабре власти ФРГ начали реализацию одобренного осенью 2022 г. пакета субсидий энергопотребления, который предполагает выделение беспрецедентных 200 млрд евро немецким домохозяйствам и бизнесу, и это окажет значительное давление на показатели Европы в целом, добавляет эксперт. С учетом этого, а также сохраняющейся на высоких уровнях базовой инфляции и роста потребительских цен в еврозоне можно ожидать, что, когда Евростат включит в свои расчеты данные по Германии, январская инфляция составит около 9%, считает эксперт.

Основным проинфляционным риском для экономики еврозоны продолжает оставаться возможность новых шоков на энергетических рынках, что будет не только разгонять цены, но также мотивировать европейские государства увеличивать субсидии энергопотребления, указывает эксперт. Кроме того, значительным будет влияние ситуации на европейском рынке труда: низкие показатели безработицы и в связи с этим большой дефицит рабочей силы будут мотивировать работодателей повышать зарплату сотрудникам, что будет еще больше разгонять инфляцию, заключает Сусин.

Как будет действовать ЕЦБ

Несмотря на некоторый оптимизм оценок Евростата, ЕЦБ, скорее всего, будет дальше повышать ставки, говорит Емельянов. Пока ожидается их повышение на 0,5 п. п. с выходом на уровень 3%, что все еще гораздо ниже инфляции, – поводов расслабляться у европейского регулятора нет, отмечает он. Учитывая, что ЕЦБ в целом движется за ФРС, но с отставанием в несколько месяцев, стоит ожидать, что вопрос о прекращении циклов повышения встанет не раньше лета, полагает эксперт.

Перерасчет инфляции еврозоны с учетом Германии может значительно изменить показания Евростата в худшую сторону, а ситуация на энергорынке и на рынке труда продолжает разгонять цены, в связи с этим не стоит ожидать смягчения политики ЕЦБ или даже замедления темпов увеличения ставок в ближайшее время, считает Сусин. На заседании 2 февраля и, скорее всего, на следующем заседании она будет повышена на 0,5 п. п., в дальнейшем европейская ДКП будет зависеть в первую очередь от динамики базовой инфляции, указывает он. В связи с этим наиболее вероятно, что таргета по инфляции в 2% ЕЦБ сможет достичь не раньше 2025 г., заключает эксперт.

В связи с тем что безработица не растет, а динамика ВВП еврозоны остается в положительной зоне (рост на 0,1% в IV квартале 2022 г.), у ЕЦБ остаются основания, для того чтобы и дальше придерживаться весьма агрессивной ДКП, добавляет Кнобель. В связи с этим рыночные ожидания повышения ставок на 0,5 п. п. выглядят вполне оправданными, считает он.

Вероятно, на данный момент ставки ЕЦБ слишком низкие, чтобы стоило их придерживать, пока в Европе ставка (2%) существенно ниже, чем в США (4,25–4,5%), поэтому пространство для повышения на 0,5% есть, оценивает Шибанов. До конца года ставка может повыситься еще, но едва ли она превысит 3% в 2023 г., а в 2024 г. можно ожидать ее постепенного снижения, считает он.