Землетрясение может обойтись экономике Турции в 2% ВВП

Пострадали важные промышленные регионы страны
После пожара в порту Искендерун (провинция Хатай) его работа была остановлена/ DHA (Demiroren News Agency) / AFP

7 февраля президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сообщил, что в результате землетрясения в Турции погибло 3549 человек, ранено 22 168. Издание Haberturk со ссылкой на управление по чрезвычайным ситуациям (AFAD) сообщило, что 5775 зданий было разрушено. Эрдоган объявил чрезвычайное положение в 10 провинциях на три месяца и отметил, что власти выделили более $53 млн на ликвидацию последствий. В Сирии, по официальной информации, погибло не менее 1602 человек, а ранено около 2000.

Как заявила на пресс-конференции в Женеве представитель ВОЗ Адельхайд Маршанг, в двух странах последствия землетрясения могли затронуть 23 млн человек, в том числе 5 млн особенно уязвимых людей. В Турции пострадали сразу 10 провинций, в которых проживает около 15 млн человек.

По оценкам Геологической службы США, экономические издержки нынешнего землетрясения Турции могут составить около 2% ВВП (по официальным данным, за 2021 г. он составил $819,04 млрд, показатели 2022 г. не объявлялись). Больше всего пострадала провинция Газиантеп, которую называют экономическим центром юга Турции. По данным 2021 г., в ней проживает более 2,13 млн человек, производится примерно 4% промышленной продукции Турции (металлургия, цементные заводы и т. п.) и 6% товаров легкой промышленности (шелк, текстиль). Известно, что 6 февраля получила разрушения и крепость Газиантепа, которая была построена во времена Римской империи.

Землетрясение привело и к нарушению логистики. В порту Искендерун (провинция Хатай), который принимает сухогрузы, контейнеровозы и танкеры, был большой пожар – загорелись контейнеры, работа была остановлена. Также была приостановлена прокачка по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан, несмотря на то что объект не получил повреждений. В аэропорту Хатая была разрушена единственная взлетно-посадочная полоса, он также прекратил функционирование. Помимо него закрылись аэропорты Кахраманмараша и Газиантепа, что затрудняет работу спасателей и доставку помощи. Но важный для экономики Турции туристический сектор почти не пострадал, так как в зоне бедствия нет популярных курортов.

Моментальный эффект от землетрясения отразился в резком снижении котировок на фондовой бирже и резком падении курса турецкой лиры (в начале торгов лира упала до 18,85 за $1, но затем отыграла большую часть потерь). Основной фондовый индекс страны в день природной катастрофы упал на 1,35%.

Сильнейшее землетрясение магнитудой 7,8 балла на юго-востоке Турции и севере Сирии с эпицентром недалеко от города Газиантепа произошло рано утром 6 февраля. Вторым по силе стал последовавший позже толчок магнитудой 7,6 балла в районе провинции Кахраманмараш.

Затем в регионе были зафиксированы 258 афтершоков (повторных толчков). Предыдущее сравнимое по силе с нынешним землетрясение (7,6 балла) в Турции случилось в августе 1999 г. в городе Измит, который находится в 90 км к югу от Стамбула, и унесло жизни 17 217 человек. Тогда около 120 000 зданий не подлежало восстановлению, еще 50 000 требовали восстановления, разрушились несколько заводов, линии связи и электропередачи. В тот же год чуть менее мощное землетрясение произошло в ноябре в 110 км от Измита. В совокупности общий ущерб тогда оценивался в сумму, превышающую $25 млрд (где $5–7 млрд – прямая стоимость ущерба, еще около $20 млрд – вторичные затраты).

Логистическая и транспортная инфраструктура в зоне катастрофы, судя по имеющимся кадрам, получила серьезные повреждения и это окажет воздействие на всю экономику региона, говорит научный сотрудник сектора Турции Института востоковедения РАН Амур Гаджиев. Кроме того, пострадали и промышленные объекты, что приведет к спаду производства и даст о себе знать в будущем, добавляет эксперт. Находящиеся в зоне катастрофы Адана, Кахраманмараш, Диярбакыр – важные промышленные регионы Турции и потому можно ожидать, что последствия землетрясения действительно отразятся на ВВП страны по итогам 2023 г., говорит Гаджиев.

Международный валютный фонд до землетрясения прогнозировал рост ВВП Турции в 2023 г. на уровне 3%, сказал Евгений Миронюк из «БКС мир инвестиций». Внутренние оценки роста ВВП многих развивающихся стран представляются их правительствами в национальной валюте. Прогноз экономических властей Турции роста ВВП на 5–5,5% стоит соотносить с объективностью расчета дефлятора ВВП в условиях сильной инфляции. Вероятно, реалистичная оценка роста ВВП в 2023 г., учитывая последствия землетрясения, ниже 3%. Однозначно сказать, как повлияют последствия землетрясения на инфляцию, нельзя. К примеру, рекордный рост госрасходов, замедление производственной активности и неблагоприятные демографические тенденции в России не стали поводом для разгона инфляции, говорит Миронюк. Последствия для внешней торговли Турции не будут катастрофичными, предварительные данные дают основания полагать, что восстановление работы трубопроводов возможно в обозримой перспективе, сказал эксперт.

Говорить сейчас о стоимости восстановления инфраструктуры Турции пока сложно, но цифры будут исчисляться во многих миллиардах долларов, считает Аяз Алиев, доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г. В. Плеханова. Возможно, эти цифры дойдут до 7–10% ВВП и после такого удара по инфраструктуре и экономике говорить о росте ВВП не стоит. Если затраты на восстановление будут равны 5–5,5% ВВП, это можно будет считать оптимистичным сценарием, считает Алиев. Не исключен и рост инфляции из-за возможных перебоев с поставками, сказал эксперт. Но стратегически ничего не изменится, и Турция будет продолжать развивать внешнюю торговлю со своими основными партнерами, включая Россию.

По официальным прогнозам, дефицит бюджета Турции в 2023 г. ожидается на уровне 3,5% ВВП при росте экономики на 5% (участники рынка оценивают рост в этом году в 3–3,5% ВВП), говорит директор группы суверенных и региональных рейтингов Михаил Николаев. Центральный банк Турции не так давно снизил ключевую ставку до 9%. «На наш взгляд, можно ожидать, что с целью преодоления последствий землетрясения смягчение денежной политики будет продолжено: расходы бюджета возрастут, а условия кредитования улучшатся. Данные меры дополнительно усилят накопленные дисбалансы, и нельзя исключать, что для стабилизации экономики потребуется внешняя поддержка», – говорит Николаев. Главными негативными последствиями землетрясения в среднесрочной перспективе являются снижение туристической привлекательности страны и риски в надежности планируемого проекта газового хаба, считает эксперт.