Минфин предложил Турции и ОАЭ начать переговоры по налоговым соглашениям

В оптимистичном сценарии изменения могут вступить в силу с 2024 года, считают эксперты
Предстоит понять, возможны ли договоренности, которые устроят и ту и другую сторону, заявил замминистра финансов Алексей Сазанов/ Евгений Биятов / РИА Новости

Минфин направил Турции и Объединенным Арабским Эмиратам (ОАЭ) предложения вступить в переговоры по изменению соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН), сообщил «Ведомостям» заместитель министра финансов Алексей Сазанов. «Но это не значит, что соглашения точно будут изменены», – отметил Сазанов. Возможные изменения будут зависеть от интересов обеих сторон, добавил замминистра. «Пока мы предложили вступить в переговоры, обсудить, какие есть проблемные вопросы, и понять, можем ли мы выйти на взаимные договоренности, которые устроят и ту и другую сторону», – указал Сазанов. Ответа от Турции и ОАЭ, по его словам, министерство пока не получило.

О том, что Минфин начал подготовку перечня дружественных стран для пересмотра СИДН, стало известно осенью 2022 г. Сазанов тогда говорил «Ведомостям», что министерство готовит для отправки в правительство предложения начать переговоры с Турцией, ОАЭ и Малайзией.

Россия заключила налоговое соглашение с Турцией в 1997 г., оно предусматривает ставку налога на дивиденды, проценты и роялти на уровне 10%. В свою очередь подписанное в 2011 г. соглашение с ОАЭ предполагает льготную ставку в 0% по пассивным доходам только для правительства, центрального банка и связанных с ними инвестиционных организаций.

Ожидаемые изменения

Пересмотр налоговых соглашений России с ОАЭ и Турцией является важной задачей с учетом кратного увеличения взаимодействия с этими странами, отметила партнер Б1 Марина Белякова. В теории это стимулирует приток инвестиций из партнерских стран и создает условия для расширения сотрудничества, добавила она. Соглашение с Турцией было заключено достаточно давно и отличается тем, что там ставки налога у источника по дивидендам, процентам и роялти достаточно высокие, указала ассоциированный партнер МЭФ Legal Анна Зеленская. Выгода от их понижения будет обоюдной, поэтому изменений прежде всего стоит ждать именно в этом направлении, полагает она. Наверняка есть еще и другие моменты, которые можно уточнить и по которым возможен какой-то торг, добавила эксперт. С ОАЭ действующее соглашение совсем нетипичное, так как оно касается только госструктур, отметила Зеленская, поэтому есть высокая потребность в его пересмотре, чтобы оно покрывало и частный бизнес.

ОАЭ исторически всегда имели практически офшорный уровень налогообложения, не облагая ни налогом на прибыль, ни налогом у источника доходы подавляющего большинства компаний, заметил налоговый эксперт «ТеДо» Дмитрий Семчишен. В этом году с введением 9%-ного налога на прибыль картина может несколько поменяться, но не критично, указал он. Поэтому ОАЭ в этих переговорах фактически может только выиграть, полагает эксперт, они могут быть согласны на широкий перечень условий, если получат хотя бы минимальные плюсы при налогообложении выплат из России.

Турция же имеет полноценную налоговую систему, сопоставимую с российской, добавил Семчишен. Сейчас их локальная ставка налога у источника по основным пассивным доходам (дивиденды, проценты, роялти) уже и так равна льготной ставке по текущему соглашению с Россией – 10%, отметил он. В то же время в России локальные ставки налога по этим доходам составляют 15–20%, напомнил эксперт, таким образом, получается, что по текущему соглашению турецкий бизнес уже получает выгоду, в то время как бюджет Турции не теряет в доходах. Из-за этого у Турции может не быть прямой фискальной заинтересованности в улучшении условий соглашения, если Россия не предложит ничего взамен, продолжил он.

Турецким инвесторам было бы выгодно уменьшение ставки налога на дивиденды до 5%, а на проценты и роялти – до 0%, считает партнер Kept Александр Токарев. Аналогичные изменения привлекательны и для ОАЭ, соглашение с которыми не распространяется на частные компании, добавил эксперт, причем с учетом значительного интереса российского бизнеса к этой юрисдикции как альтернативе для учреждения холдинговых и финансовых компаний пересмотр СИДН пошел бы на пользу не только арабским инвесторам, но и российским группам. В новых соглашениях с Турцией и ОАЭ возможно понижение ставки по дивидендам до 5%, по процентам и роялти – до 0%, но при соблюдении определенных условий для инвесторов, допускает Зеленская.

Переговорный процесс

Успех переговоров во многом будет зависеть от условий, которые сможет предложить российский Минфин, полагает Токарев. С учетом текущей неопределенности их длительность предсказать трудно, констатировал эксперт. Для Минфина задача стоит непростая, считает Семчишен. С одной стороны, у него может быть интерес привлечь в Россию локальных инвесторов и бизнес из этих стран, указал он, кроме того, российский бизнес, потерявший из-за санкционных ограничений доступ к работе с европейскими холдингами и головными компаниями, крайне заинтересован в наиболее выгодных с точки зрения ставок условиях, вплоть до 5–0–0 (5% по дивидендам, 0% по процентам и роялти). С другой стороны, Минфин неоднократно заявлял, что хочет избежать ситуации, в которой новые соглашения создадут почву для вывода капитала из России по низким ставкам через компании-пустышки, зарегистрированные в странах с хорошими положениями СИДН, напомнил эксперт.

Пересмотр налоговых соглашений является комплексным процессом, добавил Семчишен: в нем обе страны должны достичь договоренности по всем условиям и пройти целый ряд внутренних процедур (утверждение текста, подписание, ратификация). Этот процесс может занимать несколько лет, подчеркнул он. В самом позитивном сценарии новые соглашении могут вступить в силу с 1 января 2024 г., считает эксперт. Наиболее оптимистичный сценарий предполагает, что все процедуры по изменению соглашений закончатся в этом году и они вступят в силу со следующего года, согласна Зеленская.

Минфин начал активную работу по пересмотру налоговых соглашений в 2020 г., после того как президент Владимир Путин поручил исключить ситуации оптимизации платежей в бюджет с использованием налоговых гаваней и повысить ставку на вывод дивидендов и процентов до 15%. Президент тогда предупредил, что Россия в одностороннем порядке выйдет из соглашений со странами, которые не примут ее предложения. После этого налоговые соглашения были пересмотрены с Кипром, Мальтой и Люксембургом. Первой страной, с которой не удалось договориться, стали Нидерланды, поэтому соглашение было денонсировано и прекратило действовать с начала 2022 г. Осенью 2021 г. Минфин сообщал о начале переговоров по пересмотру соглашения со Швейцарией, но в марте 2022 г. заявил об их приостановке.