Экспортеры переоценят базу по налогу на прибыль по выгодному для бюджета курсу

Бизнес произведет доплату в 250 млрд рублей через право скорректировать платеж с помощью валютной переоценки
Порядок учета курсовых разниц стал поводом для дискуссии о дополнительных сборах с бизнеса. Минфин и РСПП обсуждают формат дополнительных изъятий/ Владимир Астапкович / РИА Новости

Крупнейшие компании доплатят в бюджет в том числе через перерасчет суммы налога на прибыль с учетом корректировки сальдо валютной переоценки. Об этом «Ведомостям» сообщил близкий к правительству источник, информацию подтвердил знакомый с обсуждением вопроса собеседник.

В целом аналогичной информацией владеет один из налоговых консультантов в одной из крупных консалтинговых компаний. В марте власти предоставили бизнесу послабления и скорректировали принципы учета доходов и расходов от курсовых разниц – на фоне роста доллара до 100 руб. и выше. Компаниям разрешили временно не учитывать бумажные доходы от переоценки валютных активов, в противном случае организациям пришлось бы выплатить налог на прибыль в повышенном объеме в результате пересчета стоимости имущества в рубли.

Но после того как рубль начал стремительно укрепляться, норма из меры поддержки стала использоваться для налоговой оптимизации, пояснил близкий к правительству источник. Например, компании, напротив, не стали учитывать экономию в рублевом выражении от переоценки своих валютных обязательств, понижали налоговую базу от переоценки активов. Когда стало понятно, что бюджетная система – фактически из-за злоупотреблений крупнейших налогоплательщиков – теряет средства, были приняты правительственные поправки, представляющие компаниям право на добровольных началах отказаться от ежемесячного признания в расходах отрицательных курсовых разниц, возникших в 2022 г. Только этим правом фактически никто не воспользовался, говорят собеседники «Ведомостей». «По сути, бизнес просто кинул бюджет», – отметил близкий к правительству источник. Сейчас с компаниями проводится работа: им напоминают, что у них есть возможность проявить ответственное отношение к интересам страны.

На злоупотребления жаловалась и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе рассмотрения проекта федерального бюджета на 2023–2025 гг. По ее словам, региональные бюджеты теряют «огромные суммы» из-за необходимости возвращать бизнесу переплаты по налогам, возникшие из-за курсовой переоценки. Матвиенко заявила, что необходимо приостановить действие временного порядка учета курсовых разниц либо дать правительству право регулировать ситуацию в зависимости от курса рубля. После этого были приняты поправки о добровольном праве бизнеса пересчитать свою налоговую базу.

Сверхдоход, принесенный ветром

В среду первый вице-премьер Андрей Белоусов заявил, что правительство обсуждает с крупным бизнесом однократный добровольный взнос в бюджет. Его заявление вызвало движение на фондовом рынке и бурную дискуссию в публичном пространстве. «Это не повышение налогов, а так называемый windfall tax (налог на непредвиденную прибыль)», – отметил Белоусов.

Первый вице-премьер сказал, что финансовые результаты прошлого года «были очень хорошие» и у многих компаний, особенно в первом полугодии, за первые три квартала, результаты были «сильно в плюс». Белоусов подчеркнул, что это «не повышение налогов» и рассматривается как добровольная история исключительно для крупного бизнеса.

Как уточнил близкий к правительству источник, речь идет примерно о 250 млрд руб.

Ранее о том, что правительство предложило бизнесу сделать разовый платеж в бюджет на 200–250 млрд руб., сообщал The Bell (признан Минюстом иностранным агентом). Бизнес, интересы которого представлял Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), по данным издания, выступил со встречным предложением – увеличить в 2023 г. 20%-ный налог на прибыль российских компаний на 0,5 п. п.

Предложение РСПП поднять налог на прибыль правительство не поддерживает, сообщил позже представитель Минфина. Дополнительные конъюнктурные доходы сформировались не во всей экономике в целом, а только в отдельных ее секторах и у отдельных налогоплательщиков – соответственно, эффект от такой меры для разных отраслей будет неравнозначным, подчеркивается в сообщении министерства.

«Здесь в первую очередь необходимо рассматривать тех, кто извлек сверхдоходы за предыдущие два года, и уже на этом основании принимать решение о взносе, который, как ожидается, будет добровольным со стороны членов РСПП», – сообщил представитель Минфина.

В целом изменения общих базовых параметров налоговой системы, включая ставки налога на прибыль, НДС, НДФЛ, имущественных налогов, специальных режимов, а также страховых взносов, в текущем году не планируется, заверили в министерстве.

Бизнес считает нереализуемой идею добровольного взноса в бюджет, с которой выступило правительство, заявил РБК глава РСПП Александр Шохин. Он отметил, что в 2022 г. действительно был принят ряд мер, которые привели к незапланированным дополнительным поступлениям, – речь идет о механизме пересчета курсовых разниц для целей налогообложения, добавил Шохин. В качестве альтернативы добровольному сбору бизнес предложил правительству альтернативы: выпуск ОФЗ нового типа (госбонды, привязанные в том числе к дефициту бюджета), инвестиции в социальные проекты (например, в инфраструктуру, в которой нуждаются и бизнес, и население), развитие государственно-частного партнерства и повышение налога на прибыль на 0,5 п. п., рассказал Шохин изданию.

Фондовый рынок отреагировал на новости падением. Индекс Мосбиржи терял в моменте 0,5%. Локомотивом снижения стал нефтегазовый сектор, у которого наибольший вес в индексе: в течение дня «префы» и обыкновенные акции «Сургутнефтегаза» теряли 2%, бумаги «Роснефти» – 1,37%, «Новатэка» и «Газпрома» – 1%, «Лукойла» – 0,63%. На общем негативе также снижаются акции финансового сектора и сталелитейных компаний. Акции Сбербанка падали на 0,8%, МКБ – на 1,15%, а Мосбиржи – на 0,68%.

Курсовая переоценка

Временный порядок учета курсовых разниц (по мере погашения валютных требований/обязательств – без их бумажной переоценки) был введен в марте этого года, напоминает партнер департамента налогов и права компании ДРТ (бывшая Deloitte) Татьяна Кофанова. С вступлением нормы в силу многие налогоплательщики задались вопросом, как ее применять: нужно ли сальдировать результат переоценки, иными словами, принимать в расход только превышение отрицательных разниц над положительными, отмечает она. В этом вопросе налоговые органы заняли выгодную для налогоплательщиков позицию, признав, что переоценка, как и прежде, осуществляется ежемесячно, при этом отрицательные разницы учитываются в полном объеме, а положительные – копятся до момента погашения обязательства, поясняет Кофанова.

Такой подход привел к тому, что по валютным обязательствам, учитывая укрепление курса рубля, при совокупном положительном эффекте от переоценки налогоплательщики в отдельных месяцах признали значительные расходы в виде отрицательных разниц, подчеркивает она. Сейчас проблема решается в ручном режиме: ведомство договорилось с некоторыми компаниями, что они будут учитывать как отрицательные, так и положительные курсовые разницы при формировании налоговой базы, поясняет Кофанова.

Формулировка закона, на которую опирался бизнес, подразумевала возможность рассчитывать курсовые разницы помесячно, при этом положительные разницы откладывались, а отрицательные могли приниматься к уменьшению налоговой базы сразу же, отмечает партнер Б1 Марина Белякова. По ее словам, Минфин в декабрьском письме, обладая полной информацией о движении курсов валют за год, предложил рассчитывать курсовую разницу накопительным эффектом за весь год и только если совокупный эффект отрицательный – брать его в убытки.

При первом подходе бизнес мог рассчитывать на вычет существенных курсовых расходов даже в ситуации, когда по году результат нулевой или даже положительный, поясняет Белякова. Во втором случае расчет опирается на кумулятивный результат за год: если он отрицательный, то вычитается, если положительный, то его учет откладывается до момента исполнения обязательств или требований, добавила она.

Бизнес очень обеспокоен сменой позиции Минфина в отношении курсовых разниц, в частности в отношении разъяснений по применению сальдированного подхода, отмечает Кофанова. Данное разъяснение активно рассылается для сведения налогоплательщиков, говорит эксперт. С учетом того что основной объем отрицательных разниц был отражен в I и II кварталах 2022 г., изменение позиции Минфина приводит к необходимости корректировать обязательства компаний и к дополнительным поступлениям в бюджет, считает она.

Для донастройки налогового законодательства в расчет могут браться данные финансовых отчетностей ключевых игроков на рынке, их текущие налоговые поступления, а также перспективы их дальнейшего развития, динамика цен на продукцию, отмечает Белякова. Вероятно, именно таким методом были донастроены системы налогообложения для ряда российских добычных предприятий, указывает она.

Летом прошлого года был принят закон, согласно которому «Газпром» производил дополнительные выплаты по НДПИ на газ, в период с 1 сентября по 30 ноября 2022 г. они составили совокупно 1,25 трлн руб. В ноябре 2022 г. был также принят закон об увеличении налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор – ставка налога на прибыль для производителей СПГ с 1 января 2023 г. увеличилась с 20 до 34% на период 2023–2025 гг.

Идея разового взноса в бюджет от крупных компаний с высокой рентабельностью уже звучала в 2018 г. в виде налога на сверхприбыль, отмечает ассоциированный партнер МЭФ Legal Анна Зеленская. Но тогда правительство не пошло на этот шаг и идею спецналога не реализовали, вместо этого сделали донастройки через имеющиеся налоги, в частности НДПИ, и таможенные пошлины, напоминает эксперт. Все это стало частью налогового маневра.

«Идея взимать постфактум налог на сверхприбыль противоречит идее стабильности налогообложения и в целом отчасти дискриминационна. Возможно, это попытка найти баланс в условиях точечных льгот и кризисных налоговых послаблений, а также изменившейся внешнеэкономической конъюнктуры», – считает Зеленская.

Мировая практика применения windfall tax складывается из единичных случаев, отмечает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский: обычно такой сбор взимается в случае возникновения у государства непредвиденных расходов – тогда их часть может быть переложена на предприятия и целые отрасли, показавшие наиболее высокие финансовые результаты.

Технически это может быть и разовый платеж, обязанность совершить который наступает после вступления в силу нормативного акта (постановления правительства или указа президента), отмечает Жарский. При этом такой акт не требуется, если у государства есть рычаги (это может быть, например, доля в уставном капитале компаний, являющихся крупнейшими налогоплательщиками, или «административный ресурс»), позволяющие провести принятие решений о выплате на общем собрании акционеров, говорит эксперт.

«Ведомости» отправили запрос в правительство, Минфин, Минэкономразвития и РСПП.

В подготовке статьи участвовала Екатерина Литова